«Секта» или религиозное меньшинство?Ни для кого не является секретом то, какое отношение в целом сложилось сегодня к религиозным движениям, по численности своих приверженцев значительно уступающим наиболее распространённым, так называемым традиционным деноминациям, особенно если такие движения не могут похвастать внушительными сроками своего существования. В основном отношение такое, в частности в России, как минимум оставляет желать лучшего.
Ситуация обостряется ещё и тем, что в ответ на возникновение новых религиозных течений появлялись и появляются институты, группы, а подчас и отдельные лица, образующие Антикультовое движение, основной целью которого является борьба с сектами и сведение их активности в обществе до максимально возможного минимума. Однако ввиду расплывчатости и обобщённости предлагаемых ими формулировок, призванных идентифицировать ту или иную религиозную группу как «секту», в это неоднозначное турбулентное понятие способно «засосать» практически
любую такую группу, которая по своим признакам хотя бы немного, вольно или нет, посмеет к ней приблизиться. И вот с этого момента запускается зловещая антикультовая машина формирования общественного сознания, которая путём «демонизации» нового течения начинает искусственно создавать ему репутацию врага, закреплять за ним некий страшный образ в социуме, ещё толком, а то и совсем не успевшим познакомиться с этим течением лично.
А закрепить такой образ, манипулируя отдельными правдивыми фактами не так уж сложно - это уже давно доказал Сатана Дьявол в Эдемском саду. В свою очередь, последствия не заставляют себя долго ждать: агрессия по отношению к объявленным сектантами верующим, поджоги культовых зданий, срывы богослужений, гневливые и хлёсткие выпады в СМИ и т.д. Печально то, что сформированное представление может не иметь почти ничего общего с самим объектом критики. Конечно, никто не отрицает наличие в прошлом или настоящем околорелигиозных групп, руководствующихся извращённой моралью и имеющих опасный для общества характер. Но разве нужно использовать их как лекало, под которое «подкладываются» и все остальные «непопулярные» деноминации для работы над их имиджем? Для объективно мыслящего человека ответ очевиден.
Да и должны ли те или иные появляющиеся религиозные движения вызывать нервозную опаску и неприятие в обществе лишь на том основании, что они новые и малочисленные по своему составу в сравнении с традиционными, при том, что они официально зарегистрированы и открыто функционируют, что уже само по себе подразумевает предшествующую детальную проверку регистрирующими органами канонов, целей и положений их устава на предмет соответствия действующим нормам конституции? В противном случае, о какой реализации конституционных прав в области свободы совести и вероисповедания, которые призваны быть средством защиты людей от идеологического господства любых доктрин и структур, и являются неотделимой частью демократического, цивилизованного общества, может идти речь?
Если группа, имеющая кардинально противоположные общепринятым взгляды на те или иные чисто богословские аспекты, действует на законных основаниях, каким образом это может или должно касаться постороннего человека? Если кто-либо из такой группы будет отвергать учение о троице; искренне верить в божественность слона или коровы; считать, что своим появлением мы обязаны инопланетянам, но при этом не будет нарушать закон, принуждать другого человека разделять его мнение и не станет насильно посягать на чужое – какая, по большому счёту кому-то разница, во что верит такой человек, - это его врождённое право выбора, подаренное самим Создателем – нужно ли на него посягать? В контексте вышесказанного разве не цивилизованнее было бы считать такого человека представителем религиозного меньшинства, а не загадочной зловещей «секты», которой большинство, может быть, уже поспешило окрестить его вероисповедание?
Тем не менее, так уж видимо мы устроены, что преобладающее в обществе мнение для нас имеет почти беспрекословное, а для некоторых порой - чуть ли не абсолютное значение. Такое мнение, отношение к чему-либо – очень удобная, притягательная и вечно вместительная ниша, из которой человек, однажды с комфортом там устроившись, может без страха и упрёка обличать всех тех, кто по каким-то причинам «мешкает», не присоединяясь к нему, либо вообще идёт в другом направлении. Прискорбно, но порой такой обличитель, образно говоря, ощущая на своём плече дружественно одобряющее похлопывание по плечу большинства, может даже не догадываться о том, что он ошибается. История не единожды доказывала, что большинство не всегда оказывалось правым: Ной, его семья и высмеивавшее их большинство; Иисус с учениками и большинство, считавшее их основателями новой секты; Пифагор, а затем и Аристотель с идеей о шарообразности земли и большинство несогласных; Коперник с его Гелиоцентрической системой мира и большинство, думавших совсем по-другому; Луи Пастер с его опровержением теории самозарождени микроорганизмов и верившее в неё большинство, если не все, и т.д. Этот список можно легко продолжить.
Так или иначе, любое, даже самое традиционное и древнейшее вероисповедание имело начало, точку отсчёта в своём существовании. А раз так – по определению было в меньшинстве по численности своей паствы и не имело за плечами многовековой истории. Означает ли это, что в определённый период такое вероисповедание также было сектой в отрицательном и популярном сегодня смысле этого слова? С другой стороны, можно ли быть твёрдо уверенным в том, что сегодняшнее подавляющее большинство верующих той или иной религии образовалось за счёт людей, абсолютно осознанно и взвешенно, посредством старательного анализа фактов, сделавших свой конфессиональный выбор в её пользу, а не просто приобщившихся к популярной, а потому и социально безопасной конфессии?
Как бы то ни было, важно чётко осознавать одно: вера – это не математическая система, она не имеет абсолютных и универсальных формул, позволяющих стопроцентно и убедительно для всех определить истинную религию и, соответственно, отсеять все остальные, как безнадёжные с Божьей точки зрения «секты». Каждый избирает в данном случае то, что кажется убедительным, разумным и правильным лично ему, исходя из своих субъективных представлений об этих понятиях. Это и называется свободой вероисповедания. Естественное следствие такой свободы – абсолютно разная степень верующих в тех или иных деноминациях. В конце концов, та религия, которая сегодня в «рейтинге» по численности адептов занимает самые низкие позиции, через 50-60 лет может занять одну из самых высоких, и наоборот. И кто сегодня сможет со стопроцентной уверенностью поручиться, что такого ни в коем случае не может быть?
Так стоит ли, ввиду всего вышесказанного, спешить навешивать на любую молодую и не слишком приметную конфессию антисектанские ярлыки, едва услышав о её существовании? Или, может быть, объективнее было бы с уважением отнестись к праву выбора других, даже если этот выбор будет не в пользу большинства?
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]