15. Какая составляющая тогда согрешила: тело или душа?
Согрешил человек (и дух, и душа, и тело). Вы не можете разделять эти три сферы человеческой сущности, как некие самодостаточные сущности. Тело не может быть живым без животворящего духа. Душа не может существовать без духа (ибо она есть отражение его в теле). Также и человеческие дух не может быть целостностью без среды своего сосредоточия, приложения, наложения. Это не просто нарушение заповеди или непопадание в цель. Грех имеет видимый плод (наблюдаемый акт, частный случай) и имеет общий но невидимый корень, питающий его - смерть. Поэтому, когда грех совершается человеком, то он имеет катастрофические последствия для всего человеческого естества, ибо он сеет семена смерти внутри человеческой сущности. Более того, грех одного человека может экпансировать наружу и наносит вред даже обществу, человечеству и природе.
Тем не менее, как семена жизни (слово Божие) не всегда укореняются в природе человека, так и семена смерти (чрез грех) не всегда укореняются в природе человека. Посему Писание говорит, что есть грех, который человек совершает, но не ведет его к духовной смерти:
"Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился."
1-е послание Иоанна 5:16 — 1Ин 5:16: https://bible.by/verse/48/5/16/
16. Если согрешило тело, тогда почему говорится, что души нуждаются в спасении?
Потомучто тело совершает грех, как видимый акт нарушения заповеди или закона. Но грех нельзя ограничивать одним актом, которое творит тело. Грех не просто нарушение плотской заповеди или непопадание в цель. Грех имеет видимый плод (наблюдаемый акт, частный случай) и имеет общий но невидимый корень, питающий его - смерть. Есть тендециозность, тяга ко греху. Как извне, так и внутренняя. Чем больше заповедей, тем сильнее тяга ко греху, ибо смерть влечет сильнее, если святость усиливается. Поэтому, когда грех совершается человеком, то он имеет катастрофические последствия для всего человеческого естества, ибо он сеет семена смерти внутри человеческой сущности.
17. Если же согрешила душа, почему невинное тело должно было заплатить за грех,совершенный душой?
Потомучто с растерзанием тела освобождается дух. Натуральное пролитие крови из растерзанного тела отождествляет собой освобождение духа из уз смерти.
Но начнем сначала.
Тело невинное до тех пор, пока оно не совершило грех. Плоть - это согрешившое тело. Смерть, как невидимый корень, гнездится в теле человеческом и тяготеет над человеком, умножая его согрешения. Первое, что тяготеет к смерти, это материальное тело. При чем, чем больше святым тело становится, тем труднее ему удерживать эту святость. Тело обречено грешить и оно согрешает, ибо оно - материально. Материальная Вселенная зыждится на двух противоположных протоначалах: жизни и смерти. И поэтому согрешение Адама было неминуемым.
Апостол Павел говорит:
"Ибо я услаждаюсь Законом Божиим во внутреннем человеке, но вижу иной закон в членах моих (членах тела), который воюет с законом ума моего и делает меня пленником закона греха, который в членах моих... Итак, сам я умом служу Закону Божию, а плотью закону греха»
Если человек не справляется с грехом, подпитывемым смертью во плоти, то грех проникает в дух и поражает (умерщвляет) его. Таким образом, дух человека связывается узами смерти. Дух, образно говоря, замораживается, парализуется и перестает действовать, творить жизнь, созидать полезное.
Собственно, с этого состояния духовной смерти и возникает сам смысл долга пред Богом. Мы начинаем быть должны Богу, когда умираем духом. Так почему же мы должны Богу, если мы согрешили? Потомучто дух внутри человека принадлежит Богу и Бог дунул духа внутри нас, чтобы мы славили Его и творили Его волю на земле.
Вообще, человек, как творение Божие, был сотворен для того, чтобы славить Бога на земле и творить Божии дела, как угодно Его воле. Но грешник, мертвый духом, не славит, а бесславит Бога, ибо его дух скован, парализован, бездейственнен. Он не может славить Бога в состоянии смерти. Вот почему в Писании дух связывается с понятием Божественного залога, кредита. Частица Божественного естества - это некий кредит или залог, вложенный в нас, чтобы мы славили. Но если мы умерли духом, то не оправдали ожиданий кредитора, Его вложение было тщетным в наши тела.
Кстати, согласно некоторым древнееврейским устным преданиям (которые не вошли в Пятикнижие Моисея), перед тем, творить человека, Всевышний имел совещание с Ангелами. И многие Ангелы были против сотворения человека, указывая Ему на то, что Его вложения в человека окажутся тщетными. Мол, человек не оправдает Его ожиданий. Мол, зачем творить человека, который заведомо не принесет ожидаемых результатов Богу и он станет вечным должником. Но Творец принял решение сотворить человека, невзирая на то, что его грехопадением было неминуемым.
Итак, мы, человеки, - должники Богу по причине того, что мы умерли духом. Умерший дух не может славить Бога, творить Его волю на земле. Чтобы заплатить за этот грех, нужно освобождение духа из уз. Но освобождение духа от уз смерти означает, что нужно растерзать тело, в которой гнездиться смерть.
Вот почему Христос был распят на Голгофе и почему Его мученическая смерть есть плата за грехи всего человечества.
18. В Бытии 2:17 к душе или к телу относились слова: «смертью умрешь»?
Это относилось к всей человеческой сущности в целом. Читайте выше. Вы не можете разделять эти три сферы человеческой сущности, как некие самодостаточные сущности. Тело не может быть живым без животворящего духа. Душа не может существовать без духа (ибо она есть отражение его в теле). Также и человеческие дух не может быть целостностью без среды своего сосредоточия, приложения, наложения.
19. Что означало «смертью умрешь»?
Это означало то, что я описал выше. Это и духовная смерть. Но есть и плотская смерть. Смерть поражает, и плоть, и дух человека. В тот же день, когда Адам согрешил, он умер духом (хотя продолжал жить в теле). Умереть духом означает быть парализованным духовно и перестать делать то, для чего человек был сотворен от начала, - славить Бога мыслями, устами и делами, творить волю Божию на земле.
20. Если бы в Бытии 2:17 «смертью умрешь» относилось к душе, тогда, что означают слова из Бытия 3:19?
Первое означает духовную смерть. Второе означает плотскую смерть. Как поражается дух смертью чрез дела плоти, читайте выше мое описание.
Продолжение следует