окончание
«В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ГОРА ДОМА ИЕГОВЫ УТВЕРДИТСЯ» (Ис. 2:1-4)
Если все это так, если свет истины Христовой на долгие годы оказался закрыт для погруженного во тьму мира, то как и когда собрание Христа смогло бы освободиться от власти га́деса? Каким образом исполнились бы слова Иисуса, что «ворота га́деса не одержат победу над ним»? (Мф. 16:18). Ответом на эти вопросы служат библейские пророческие указания, направляющие читателя Божьего Слова к важным решающим событиям «последних дней».
«В последние дни гора дома Иеговы утвердится над вершинами гор и поднимется над холмами, и к ней потекут все народы. Многие народы пойдут и скажут: «Придите, и поднимемся на гору Иеговы, к дому Бога Иакова. Он научит нас своим путям, и мы будем ходить по его дорогам». Ведь с Сио́на выйдет закон и слово Иеговы — из Иерусалима. Он будет судьёй среди народов и всё исправит на благо многих народов. Они перекуют свои мечи на лемеха и копья на садовые ножи. Народ не поднимет меча на народ, и не будут больше учиться воевать» (Ис. 2:1-4).
Как следует из этих слов, именно в «последние дни» существующего мира «гора дома Иеговы», олицетворяющая истинное поклонение Богу, окажется возвышенной над «горами» и «холмами» прочих форм поклонения. Именно в период «последних дней» должен был раздастся призыв к людям из разных народов «придти и подняться на гору Иеговы, [чтобы] научиться путям [Бога]». Причем, мало вероятно, чтобы время исполнения этих слов можно было отнести к 1 веку, когда зародилось христианство. Причина — в самих событиях, описанных в данном библейском тексте. Здесь они имеют полностью исполнившийся смысл и ничто не говорит о том, что описанное здесь должно было в дальнейшем прекратиться. Обучение, предоставленное Иеговой для людей, содействовало бы «исправлению на благо многих народов» и установлению мира. Судьей «среди народов» отныне стоял только Господь. Описанные здесь события несут в себе глобальный и абсолютный смысл! Но, как хорошо известно, ничего подобного после 1 века в истории человеческой цивилизации не наблюдалось. Наоборот, мир охватывали все большие скорьби и войны, самые жестокие из которых зарождались именно в среде т.н. «христианского мира». В течение долгого периода Средневековья (и не только) люди находились в ужасном состоянии религиозного и научного невежества. Ввиду этих бесспорных фактов не приходится говорить о том, что пророческое указание из Исаии 2:1-4 могло быть отнесенным к 1 веку. Наоборот, сами апостолы предупреждали, что вскором будущем учения Христа будут извращены массовым отступничеством от истины (2 Фес. 2:3-12). Все это значит, что только в дальнейшем, в «последние дни», согласно намерению Бога, истинное поклонение Иегове оказалось бы возвышенным настолько, чтобы люди из всех народов смогли бы придти к Иегове и научиться у него Его путям.
«А ты, о Даниил, сохрани эти слова в тайне и запечатай книгу до времени конца. Многие будут ходить туда и сюда, и истинное знание умножится... Иди, Даниил, потому что эти слова оставлены в тайне и запечатаны до времени конца. Многие очистятся, убелятся и переплавятся. Нечестивые будут поступать нечестиво, и никто из нечестивых не поймёт, а разумные поймут" (Дан. 12:4,9,10).
Слова Господа, обращенные к пророку Даниилу, получившему весть о событиях «последнего времени», поясняют, что в «последние дни» истинное поклонение Богу будет восстановлено через «очищение, убеление и переплавку» — т.е. через исправление и очищение его служителей от ложных взглядов и учений «Вавилона великого», что уже само по себе подразумевает отсутствие до того времени некоего неоскверненного поклонения, сохранившегося таковым на протяжение веков (Сравните Мал. 3;3,4; Отк. 18:1-3). Наоборот, как напрямую следует из данного указания Библии, слова истины будут «оставлены в тайне и запечатаны до времени конца», и именно в эти дни «истинное знание умножится». Учитывая к тому же прямую взаимосвязь основных пророческих книг Ветхого и Нового Заветов — книг Даниила и Откровения — не является чем-то удивительным, что в них обоих уделяется столь значительное место событиям «последнего времени» и восстановлению истинного поклонения. А это значит, что мы вновь приходим к известному заключению о воссоздании собрания Христа в период, предшествующий Дню Суда.
ВОЗРАЖЕНИЯ И ОТВЕТЫ НА НИХ
Со стороны тех, кто оспаривает данное заключение, можно встретить следующие высказывания: разве не говорил Иисус своим апостолам «Я с вами во все дни до завершения этой системы вещей»? (Мф. 28:20). Разве он не сказал: «Я попрошу Отца, и он даст вам другого помощника, чтобы он был с вами вечно»? (Ин. 14:16). В обоих случаях Господь сказал, что он пребудет со своими истинными учениками во все дни и даже вечно. Не говорит ли это о том, что в таком случае и искренние ученики Христа должны были сохраняться все эти дни вплоть до самого завершения злого мира?
По большому счету так оно и есть. Действительно, было бы очень странным, если бы Иисус, возвратившийся на небо, оставил своих учеников без любящего руководства! Даже представить такое было бы невозможным! Но здесь стоит задаться дополнительным вопросом: а кто на самом деле на протяжении всего времени являлся теми самыми истинными учениками Иисуса? Кто сказал, что таким собранием являлись господствующие церкви мира, погрязшие в насилии против религиозных оппонентов, запятнавшие себя участием в политических делах мира, кровопролитии, войнах, идолопоклонстве, стяжательстве и прочих многочисленных и тяжких грехах? Увы, про таких лжехристиан Господь высказался через Свое Слово довольно определенно:
«Это — лжеапостолы, занимающиеся обманом, принимающие вид апостолов Христа. И не удивительно, потому что сам Сатана принимает вид ангела света. А потому нет ничего необычного, если и служители его принимают вид служителей праведности. Но их конец будет по их делам» (2 Кор. 11:13-15. Сравните Отк. 2:2).
«Не всякий, говорящий мне: „Господи, Господи", войдёт в небесное царство, а лишь тот, кто исполняет волю моего Отца, который на небесах. Многие скажут мне в тот день: „Господи, Господи, разве не от твоего имени мы пророчествовали, разве не от твоего имени мы изгоняли демонов и разве не от твоего имени мы совершали многие могущественные дела?" И тогда я объявлю им: „Я никогда не знал вас! Отойдите от меня, творящие беззаконие"» (Мф. 7:21-23).
«Ведь, когда хозяин дома встанет и запрёт дверь, а вы останетесь стоять снаружи и будете стучать в дверь, говоря: „Господин, открой нам", он скажет вам в ответ: „Я не знаю, кто вы и откуда". Тогда вы станете говорить: „Мы ели и пили с тобой, и ты учил у нас на главных улицах". А он скажет вам: „Я не знаю, кто вы и откуда. Отойдите от меня, все вы, поступающие неправедно!" Вы будете плакать и скрежетать зубами, когда увидите, что Авраам, Исаак, Иаков и все пророки — в царстве Бога, а вас выгоняют вон. Люди придут с востока и с запада, с севера и с юга и возлягут за столом в царстве Бога. Есть последние, которые станут первыми, и есть первые, которые станут последними» (Лк. 13:25-30).
Как видим, евангельская мысль имеет значительное отличие от точки зрения человека. Если для людей имеет значение вековая традиционность той или иной церкви, ее внешнее великолепие и степень влиятельности в обществе, то у Господа совсем иной взгляд на подобные вещи. Для него первостепенную роль играет соответствие человека духу Евангелия, его стремление «точно следовать по стопам» Христа, а не придание какой-либо церковью себе внешнего подобия «христианской» (1 Пет. 2:21). Об этом Иисус четко сказал еще во дни своего земного служения:
«Почему вы зовёте меня: „Господи! Господи!" — а не делаете того, что я говорю?» (Лк. 6:46).
Так же Иисус отозвался и о пресловутом вопросе церковной «традиционности» или «преемственности»:
«В ответ они сказали ему: «Наш отец — Авраам». Иисус сказал им: «Если вы дети Авраама, то совершайте и дела Авраама» (Ин. 8:39).
«Совершите дела, соответствующие раскаянию. И не говорите себе: „Наш отец — Авраам". Говорю вам, что Бог в силах из этих камней создать детей Аврааму. Топор уже положен у корней деревьев. Поэтому всякое дерево, не приносящее хороших плодов, должно быть срублено и брошено в огонь» (Лк. 3:8,9).
Как мы видим, Иисус вовсе не поддерживал принцип мнимой или формальной церковной «преемственности», основанной на хронологическом стаже или географическом положении, но определял эту преемственность в добрых плодах и евангельском духе. «Все узнают, что вы мои ученики, если между вами будет любовь» - вот он, основной принцип определения истинных учеников Христа, изложенный самим же Господом! (Ин. 13:35). В то же время относительно многочисленных церквей, которые лишь на словах провозглашают свою «преемственность», но делами подтверждают совершенно обратное, вполне применим другой принцип, опять же изложенный Иисусом. Он обвинил подобные сообщества, кичащиеся своей религиозной наследственностью, в лицемерии:
«Я знаю... богохульство тех, кто говорят, что они иудеи, но они не иудеи, а синагога Сатаны» (Отк. 2:9; 3:9).
Из приведенных выше новозаветных принципов мы получаем важный урок: своими истинными учениками Христос видит не тех, кто претендует на хронологическую или географическую преемственность от апостольского собрания, и не тех, кто уповает на свою значимость и влияние в обществе. Иудеи имели идеальную преемственность и по времени, и по географическому положению, и по законническому наследию. Но Иисус назвал их «синагогой Сатаны», показав, что по духу они никак не соответствовали статусу «иудеев» и «сыновей Авраама» (Сравните Рим. 2:26-29; 9:6-8; Гал. 3:7-9; ). Точно тот же принцип применим и к т.н. «христианским» церквам. Христос наглядно показал это, когда сказал о тех «многих», кто будет указывать на значимые в собственных глазах характеристики правильности своей веры: «Я не знаю, кто вы и откуда», «Я никогда не знал вас! Отойдите от меня, творящие беззаконие» (Мф. 7:21-23; Лк. 13:25-30). Действительно, для «многих» т.н. «христиан», увереных в верности своей религии, это будет великим шоком!
Ввиду сказанного Иисусом - «Есть последние, которые станут первыми, и есть первые, которые станут последними» - было бы крайне ошибочным полагаться на традиционную значимость своей церкви. Даже, если сама церковь заявляет о том, что она «первая» и «самая преемственная»! (Лк. 13:30). Своими учениками Господь называет тех, кто внимает его наставлениям: «Я подал вам пример, чтобы вы поступали так же, как я поступил с вами» и «Все узнают, что вы мои ученики, если между вами будет любовь» (Ин. 13:15,35). «Любовь же заключается в том, чтобы мы ходили согласно его заповедям. Это и есть та заповедь, которую вы слышали в самом начале. Продолжайте ходить согласно ей» (2 Ин. 6). В этом мы наблюдаем отличие первых от последних.
Другое оправдание, используемое сторонникам «церковной преемственности», приводится в виде соотношения таких текстов Писания как 1 Тимофею 3:15 и 2 Иоанна 2. В них говорится, что «собрание живого Бога - столп и опора истины», и что «истина... будет с нами вечно» (2 Ин. 1,2). Отсюда делается попытка доказать, что собрание Бога, как «столп и опора истины» должно было пребывать на земле «вечно». И опять мы видим крайне невнимательное обращение с библейскими стихами и, в частности, с их контекстом.
Рассмотрим сначала соответствующий отрывок из 2 Послания Иоанна, но не отрывочно, а в свете ближайшего контекста:
«Старейшина — избранной госпоже и её детям, которых я поистине люблю, и не только я, но и все познавшие истину. Мы любим вас, потому что истина есть во всех нас и будет с нами вечно. Незаслуженная доброта, милосердие и мир от Бога, Отца, и от Иисуса Христа, Сына Отца, вместе с истиной и любовью будут с нами. Я очень радуюсь, поскольку знаю, что некоторые из твоих детей ходят в истине согласно той заповеди, которую мы получили от Отца. Я пишу тебе, госпожа, и прошу соблюдать заповедь любить друг друга. И эта заповедь не новая, потому что она есть у нас с самого начала. Любовь же заключается в том, чтобы мы ходили согласно его заповедям. Это и есть та заповедь, которую вы слышали в самом начале. Продолжайте ходить согласно ей» (2 Ин. 1-6).
Безусловно, нельзя ставить под сомнение важность для христиан быть в единстве через собрание (Евр. 10:24,25). Но, как мы можем убедиться, апостол Иоанн в данном отрывке своего послания, говоря об истине, связывает ее вовсе не с наличием собрания, а с исполнением Божьих заповедей, главной из которых является любовь. Поэтому вышеприведенное утверждение оказывается ничем иным как вольным обращением с Писанием через вырывание отдельных его слов из контекста.
Что касается 1 Тимофею 3:15, то его идея, что «собрание живого Бога - столп и опора истины», наглядно подтверждается многочисленными новозаветными примерами. Истинное христианство утверждалось в том числе и через образование новых собраний в проповедуемых первыми христианами территориях. Спорить с этим означает отвергать новозаветный принцип как таковой. Но в том-то и дело, что, согласно уже озвученным выше предупреждениям Христа и апостолов, библейская истина в дальнейшем должна была столкнуться с противодействием отступничества и быть заглушена «плевелами» настолько, что для обычных людей отличить истинное христианство от ложного оказалось бы невыполнимой задачей. Ввиду этого, становится понятным почему 1 Тимофею 3:15 не только не противоречит этим предупреждениям, но, наоборот, полностью согласуется с ними. До тех пор, пока апостолы еще были живы и исполняли свое служение на земле, истина действительно поддерживалась в христианских собраниях, являвшихся в известном смысле «столпом и опорой истины» (Деян. 20:29,30; 2 Фес. 2:7,8). В свою очередь расцвет отступничества, прикрывавшегося маской «христианства», неминуемо привел к тому, что истина оказалась в тени. Пророческие предсказания Нового Завета относительно такого бурного отступничества не могли не исполниться. Вот почему можно с уверенностью сказать, что в условиях, когда «Вавилон Великий, мать блудниц» веками пребывала в наивлиятельнейшем статусе «царицы» и «великой столицы, царствующей над царями земли»», и «прославляла себя и бесстыдно роскошествовала», истинное собрание Бога не могло уже иметь того положения, которое можно было бы сравнить с положением апостольского собрания 1 века. Истина была попрана лжехристианской религией, и не только истина, но и те, кто в суровых условиях духовной тьмы пытался отыскать ее и отстаивать библейские принципы (Отк. 17:5,18; 18:7). Не зря «блуднице» Господь предъявил обвинение в том, что «в ней найдена кровь пророков, святых и всех убитых на земле» (Отк. 18:24).
ГДЕ БЫЛИ ИСТИННЫЕ ХРИСТИАНЕ С 1 ВЕКА ДО НАШЕГО ВРЕМЕНИ?
Критики обычно задают вопрос: если не господствующие «традиционные» церкви, то тогда кто на протяжение последних двух тысяч лет был представителем истинного поклонения Богу? Ответить на этот вопрос однозначно никак нельзя хотя бы потому, что, согласно Библии, вплоть до «последнего времени» истинное поклонение не будет иметь своих четких очертаний. Ряд соответствующих библейских указаний на этот счет мы уже рассмотрели. Уже одно то, что Иисус в притче о плевелах подчеркнул невозможность до назначенного времени четко отличить одно от другого, говорит о бессмысленности сегодня впадать в теоретические изыскания тех, кто в давние века мог считаться соответствующими званию истинных христиан. И даже факт оппозиционности каких-либо религиозных груп по отношению к господствующим церквам вовсе не подразумевал сам по себе признак их истинного поклонения. Многие такие группы несли в своих учениях ложные доктрины, были ввязаны в дела мира и даже виновны в пролитии «крови пророков, святых и всех убитых на земле» (Отк. 18:24).
Даже знаменитая «Реформация» отнюдь не означала категорический отказ от всех подобных явлений. Костры иноверцев в протестантском лагере горели не менее жарко, чем в католическом, а головы рубились с не меньшим усердием, чем в среде папских слуг. Лишь незначительная часть реформаторов, такая, например, как ранние анабаптисты, стремились отвергать такие деяния, за что подвергались жестоким убийствам со стороны обоих враждующих лагерей. Учитывая данный Иисусом в Иоанна 13:35 признак его истинных учеников, от определения Божьего народа автоматически отпадает подавляющая доля всех, кто в разные века претендовал на это звание. Остается довольно небольшая часть групп верующих, что стартельно избегали участия в делах мира. Истинность основных доктрин этих оставшихся групп — уже следующий вопрос...
Итак, по известным библейским причинам, сегодня у нас нет возможности прямо назвать каких-либо людей, живших в прошлом: «вот, они и есть истинные служители Бога». Да, мы можем с той или иной степенью уверенности предполагать, но речь не может идти о безоговорочном факте соответствия. И в этом нет ничего удивительного, ведь, согласно новозаветным указаниям, многие века люди жили в обстановке духовной «ночи», или «тьмы», когда безгранично «царствовали» т.н. «традиционные» церкви (Отк. 17:18; 18:7). Но все же это не означает, что таких христиан в ту эпоху не существовало. Даже если мы сегодня не имеем четких знания о всех обстоятельствах того времени, то Христос, безусловно, всегда «знал своих овец» (Ин. 10:14). Так, мы можем взять за пример случай с пророком Илией, который дважды сказал Иегове, что из всех верных служителей в Иуде он остался один. Но это был лишь его человеческий взгляд на вещи. Хотя пророк не знал никого, кто был бы верен Иегове, сам Бог сказал: «Я оставил в Израиле семь тысяч человек — всех, кто не вставал на колени перед Ваа́лом и чьи губы не целовали его» (1 Царей 19:10,14,18). В отличие от пророка, Иегова доподлинно знал всех верных Ему людей. Тот же принцип мы можем применить и к обсуждаемому нами вопросу. Несмотря на то, что нам сложно сказать, кого в прошлом Господь считал своими истинными служителями, но нет ни малейших сомнений, что таковые всегда были в поле зрения Бога и имели его поддержку и благословения. Так или иначе, но история с абсолютной точностью подтвердила пророческое слово Господа — истина будет попрана до наступления периода «последних дней», когда на «горе дома Иеговы» для всех искренних людей откроется возможность «научиться путям Иеговы» (Ис. 2:1-4).
http://jwa.su/blog/sobranie_khrista_quot_vorota_gadesa_quot_i_vopros_preemstvennosti/2013-01-05-12