ПРОДОЛЖЕНИЕ
Антиэкстремистская политика и религия
Новым инструментом борьбы с «нетрадиционной» религиозностью стала антиэкстремистская политика. Неправомерная борьба с экстремизмом на религиозной почве стала развиваться постепенно после того, как в 2002 году был принят Закон о противодействии экстремистской деятельности. В широкое понятие «экстремизм» входит «деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: … пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности». Именно это понимание экстремизма дает основание судьям для принятия решений о признании религиозной литературы экстремистской по причинам, которые часто противоречат здравому смыслу. Отстаивание исключительной истинности своей религии стало основанием запрета не только журналов «Сторожевая башня» Свидетелей Иеговы, но и мусульманской литературы, переводов Корана.
В отношении неправославных и немусульман в России закон о противодействии экстремистской деятельности применяется с середины 2000-х годов в довольно трагикомическом ключе. Представители прокуратуры приходили в общины баптистов, пятидесятников, адвентистов и в другие евангельские общины и выносили предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности. Проверялись, прежде всего, книги, газеты и журналы в церковных библиотеках, где, естественно, можно было найти только христианскую литературу. В то время сотрудники прокуратуры отмечали, что это формальность и издержки борьбы с экстремизмом, необходимые для отчетности.
Свидетели Иеговы в массовом порядке испытывали на себе давление органов прокуратуры. 2009 год стал для прокуратуры Ростовской области стал временем своеобразной «артподготовки» к будущим судебным процессам против верующих.
Белокалитвинская городская прокуратура, прокуратуры Октябрьского района Ростова-на-Дону и города Зверево вынесли предупреждения руководителям местных организаций Свидетелей Иеговы "о недопустимости осуществления экстремистской деятельности".
Прокуратуры Новошахтинска и Егорлыкского района объявили предостережения участникам местных религиозных организаций и групп, а также председателю руководящего комитета религиозной организации "Управленческий центр Свидетели Иеговы в России".
В Новошахтинске был поднят вопрос об уголовном преследовании участников местной организации "Свидетелей Иеговы", подозреваемых в осуществлении экстремистской деятельности.
Наконец, Ростовский областной суд начал рассмотрение заявления областного прокурора о ликвидации местной религиозной организации "Свидетели Иеговы" "Таганрог" "в связи с наличием в ее деятельности признаков экстремизма, разжигания межрелигиозной вражды, нарушения прав человека". Уже 11 сентября 2009 года Ростовский областной суд ликвидировал религиозную организацию СИ «Таганрог», признав ее экстремистской, а также признал ряд журналов СИ экстремистской литературой.
Прецедентным стало решение коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 8 декабря 2009 года, в соответствии с которым остается в силе решение Ростовского областного суда о ликвидации местной религиозной организации Свидетелей Иеговы в г. Таганроге и признании 34 наименований литературы СИ экстремистскими. Суд отказался признать ответчиком головной Управленческий центр под Санкт-Петербургом в пос. Солнечный, хотя именно он является распространителем и собственником всей религиозной литературы. Иначе, в случае ликвидации Управленческого центра, все около 160 тысяч СИ в России, по оценкам самих верующих, оказались бы вне закона. Вместе с тем, опасения верующих небезосновательно были связаны с тем, что решение от 8 декабря можно будет использовать для инициирования ликвидации и проверок литературы в отношении каждой отдельной общины по всей стране, в каждом городе и регионе, постепенно, шаг за шагом, ликвидируя группы, конфисковывая литературу, признавая экстремистскими все новые издания СИ. Поскольку верующие в любом случае будут распространять журналы "Сторожевая башня", то можно возбуждать и уголовные дела против СИ, если вдруг милиция или прокуратура найдут запрещенные Ростовским судом издания. По сведениям самих Свидетелей, уже до решения Верховного суда РФ стали проводиться рейды по «Домам Царств», квартирам, складам с литературой и т.д.
Очевидно также, что борьба со Свидетелями Иеговы имеет некоторую общественную поддержку. Власти фактически поддерживают откровенно ксенофобские и разжигающие рознь телевизионные сюжеты и демонстрации против "сект", которые проводились активистами «Молодой гвардии», сборы подписей за запрет иеговистов, как например, в Калуге в 2009 году, обращения граждан и епархий РПЦ с требованием ликвидировать Свидетелей Иеговы, которые стали массовыми. Организаторы калужского пикета (октябрь 2009 г.) резонно поставил вопрос о последователях религиозной организации: "Этим обращением ставим вопрос в первую очередь перед власть держащими: почему в одних городах они экстремисты, а в других они хорошие, бедные овечки?" Пикетчики требовали признать «экстремистами» более 500 своих сограждан, которые проповедовали по домам.
Вслед за Таганрогом, было оставлено в силе решение городского суда Горно-Алтайска, который 1 октября 2009 года признал 18 богослужебных изданий Свидетелей экстремистскими. По словам пресс-службы Свидетелей Иеговы, мнение экспертов в рамках этого процесса, что «если конфессиональное издание не содержит положительной оценки другой религии, значит, оно направлено на возбуждение религиозной розни», абсурдно.
23 июля 2010 года местная религиозная организация «Свидетелей Иеговы» в Горно-Алтайске подала в Европейский суд по правам человека жалобу на решение Верховного суда Республики Алтай от 27 января 2010 года, подтвердившего решение городского суда Горно-Алтайска о признании экстремистскими ряда материалов «Свидетелей Иеговы».
В дальнейшем стал приниматься целый ряд решений в отношении литературы СИ. 28 октября 2010 года Заводской районный суд Кемерова удовлетворил иск прокуратуры о признании экстремистскими шести наименований журналов и книг свидетелей Иеговы. Суд был проведён в тайне от свидетелей Иеговы, в результате чего они были лишены возможности вовремя обжаловать это решение. При этом, было принято и прямо противоположное решение по одной из брошюр - 30 декабря 2010 года Новоуральский городской суд прекратил производство по иску прокуратуры о признании ещё нескольких публикаций свидетелей Иеговы экстремистскими материалами в связи с заключением специалистов Уральского регионального центра судебной экспертизы и Уральского государственного университета об отсутствии состава преступления. 12 марта 2011 года в Сальском городском суде Ростовской области начался процесс о признании ещё десяти печатных изданий свидетелей Иеговы экстремистским материалом. При этом шесть из них уже были запрещены решениями других судов. 12 января 2014 года Курганский городской суд приравнял к экстремистской литературе брошюры «Как достичь счастья в жизни», «На что можно надеяться людям?», «Как развить близкие отношения с Богом», «Что нужно знать о Боге и его смысле». 4 сентября 2015 года суд удовлетворил иск прокуратуры Кургана и признал экстремистскими материалами книгу "Сохраняйте себя в божьей любви" и брошюру "Пусть на вас влияет дух Бога, а не дух мира" (Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania). Суд согласился с доводами прокуратуры, базирующимися на результатах лингвистической и религиоведческой экспертиз, что эти издания носят экстремистский характер, так как "направлены на возбуждение религиозной ненависти и вражды по отношению к людям, не входящим в религиозную организацию "Свидетели Иеговы"".
31 июля 2014 года Центральным районным судом Барнаула были признаны экстремистскими ещё четыре брошюры свидетелей Иеговы («На что можно надеяться людям?», «Как развить близкие отношения с Богом?», «Что нужно знать о Боге и его замысле?», «Как достичь счастья в жизни?»), тексты которых идентичны книге «Чему на самом деле учит Библия?», внесённой в Федеральный список экстремистских материалов ещё в 2009 году.
По ростовской схеме прошли суды в Краснодарском крае и в Самарской области, где также были ликвидированы общины СИ. В Тольятти ликвидировать иеговистов не удалось. В Асбесте Свердловской области следствие было приостановлено в силу того, что эксперт оказался без религиоведческого образования, но дело не было закрыто. Эксперт Управления ФСБ С.А. Мочалова написала о себе в тексте экспертизы, представленного в суд Асбеста: «Образование высшее - филологическое. В ходе обучения прослушаны следующие спецкурсы: История религий - в объеме 100 часов; Церковно-славянский перевод Библии - в объеме 55 часов».
Одним из редких исключений стал затяжной процесс в отношении верующего, но который закончился оправдательным приговором. 20 октября 2010 года был начат судебный процесс против председателя местной религиозной организации «Свидетели Иеговы в Горно-Алтайске» Александра Калистратова. Калистратову вменяется обвинение по статье 282 УК РФ («возбуждение ненависти либо вражды») в связи с распространением им экстремистских материалов, несмотря на то, что распространяемая им религиозная литература на момент её распространения ещё не входила в Федеральный список. 14 апреля 2011 года по делу Калистратова был вынесен оправдательный вердикт за отсутствием состава преступления. Однако уже 26 мая 2011 года судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Республики Алтай отменила оправдательный приговор и направила дело на новое рассмотрение в тот же суд в новом составе. 22 декабря 2011 года Верховный суд Республики Алтай постановил прекратить уголовное дело против Калистратова за отсутствием состава преступления и признал за Калистратовым право на реабилитацию. Дело Калистратова привлекло внимание широкой общественности, на стороне верующего в деле участвовали ведущие ученые-религиоведы и представители Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ (когда уполномоченным был В.П. Лукин).
В июне 2014 года Самарский областной суд признал экстремистской местную организацию Свидетелей Иеговы и вынес постановление о ее ликвидации. В 2008 году предпринималась попытка ликвидации организации Свидетелей Иеговы в Горно-Алтайске, однако 18 января 2008 года Верховный суд Республики Алтай отклонил иск о ликвидации организации как экстремистской.
16 декабря 2015 года в Федеральный список экстремистских организаций, публикуемый на официальном сайте Министерства юстиции была добавлена одна организации - местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г. Абинска (решение Краснодарского краевого суда от 04.03.2015 и определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 05.08.2015). Основанием для признания общины экстремистской стало то, что член абинской общины Свидетелей Иеговы был привлечен к административной ответственности за распространение книг "Человечество в поисках Бога" и "Чему на самом деле учит Библия?", "Библия: слово Бога или человека?", включенных в Федеральный список экстремистских материалов. Организации было объявлено предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности, однако члены организации продолжали распространять религиозную литературу.
Ранее Верховный суд отклонил жалобу на решение Краснодарского краевого суда о признании экстремистской общины Свидетелей Иеговы в Абинске от 4 марта 2015 года. В целом ряде регионов органы прокуратуры инициировали дела об «экстремизме» в отношении общин СИ. Например, прокуратура Карачаево-Черкесии требует признания организации Свидетелей Иеговы Черкесска экстремистской и ее ликвидации. 3 июня 2015 года стало известно, что прокуратура Карачаево-Черкесской Республики обратилась в городской суд Черкесска с требованием признать экстремистской и ликвидировать религиозную организацию Свидетелей Иеговы Черкесска. Поводом послужило то, что два члена организации и сама община были недавно оштрафованы по ст. 20.29 КоАП (массовое распространение экстремистских материалов и их хранение в целях распространения) за хранение и раздачу двух запрещенных брошюр.
Во всех перечисленных случаях важными элементами судебных процессов, которые касаются религиозной литературы, стала произвольность предоставления религиоведческой и психолого-лингвистической экспертизы. В большинстве случаев органы прокуратуры пренебрегали вообще религиоведческой экспертизой, основываясь только на информации, полученной от неведомых психологов. Кроме того, один из элементов – стремление прокуратуры признать литературу «экстремистской» втайне – не привлекая самих авторов и потребителей литературы.
Экспертиза, которая стала основанием для самого известного решения Ростовского суда в 2009 году, также по существу не рассматривает вероучение СИ и их деятельность, а осуждает их за то, что они считают себя истинной религией, а всех остальных - представителями ложных религий, о чем бескомпромиссно пишут в своих журналах. Аналогичные выводы содержатся в экспертизах из Асбеста и Горно-Алтайска.
Прославившее Россию ростовское решение было принято на основании требований прокуратуры Ростовской области и экспертизы Татьяны Касьянюк, ведущего эксперта, руководителя группы лингвистических экспертиз, имеющей высшее образование по специальности "031001 – Филология" и ученую степень кандидата социологических наук, Сергея Шипшина, заведующего отделом судебно-психологической экспертизы, имеющего высшее образование по специальности "030301 – Психология" и ученую степень кандидата психологических наук, Сергея Астапова, имеющего высшее философское образование и ученую степень кандидата философских наук, доцента Южного федерального университета.
После прочтения экспертизы складывается впечатление, что уровня образования экспертам вполне достаточно, но не хватает здравого смысла (конечно, в отношении экспертов вряд ли возможно провести психолого-психиатрическую экспертизу).
Приведем самые яркие моменты текста экспертизы. Эксперты, к примеру, пишут: «Ряд высказываний демонстрирует негативное отношение Свидетелей Иеговы к разным элементам традиционного христианства: "истинные христиане не поклоняются иконам, крестам и статуям»…». Таким образом, вместе с СИ осуждаются практически все протестантские Церкви, представители которых говорят и пишут о поклонении иконам примерно также. Много высказываний приводится в качестве "уничижительных и оскорбительных" - в частности, те, в которых Свидетели Иеговы призывают отказаться от празднования Рождества. В экспертизе "в качестве осуждающего и уничижающего суждения по отношению к определенной социальной группе" приводится цитата из иеговистского журнала, основанная на стихах Откровения Иоанна Богослова, в оригинале которого экспертам легче всего было бы найти признаки экстремизма.
В вину Свидетелям ставится также отождествление патриотизма и идолопоклонства, то есть следующие высказывания: «Воздерживаться от идолопоклоннических патриотических церемоний»; «Христиане, которые поклоняются Иегове Богу, не могут участвовать в патриотическом поклонении», хотя здесь же отмечается, что они «уважают символы страны, в которой живут, подчиняются ее законам и трудятся на благо общества и своих ближних». Аналогичные обвинения выдвигались в Римской империи против первых христиан.
Наконец, одно из «экстремистских» обвинений стоит привести целиком, поскольку оно фактически признает экстремистскими все религиозные сочинения Льва Толстого позднего периода его творчества: "Журнал "Пробудитесь!" от 22 февраля 2000 на с. 23 содержит высказывания, формирующие негативное отношение к Русской Православной Церкви. Одно из них является исторически ложным, другое - цитатой из Льва Толстого, противника Русского Православия: "...Русская православная церковь, подобно Римско-католической, держала народ в неведении относительно Библии"; "... Лев Толстой пришёл к подобному выводу: «Я убедился, что учение [Русской православной] церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения».
Получается, что эксперты защищают, прежде всего, православие, но абсурдными и антихристианскими методами. Таким образом, в Таганроге в 2010 году была ликвидирована организация Свидетелей Иеговы как «экстремистская», а литература признана экстремистской, в том числе за цитаты из Льва Толстого с критикой православия. Но в Таганроге игра зашла слишком далеко – 16 человек судили за принадлежность к уже запрещенной «экстремистской организации», из них четверых приговорили к условным срокам заключения.
Рассмотрение «дела 16-ти» началось в январе 2015 года в Таганрогском городском суде. 16 Свидетелей Иеговы были обвинены по чч. 1 и 2 ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации и участие в экстремистской организации соответственно) за продолжение деятельности таганрогской общины Свидетелей Иеговы.
Юрию Баклушину, Александру Скворцову, Алексею Коптеву и Николаю Троцюку было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации), Андрею Гончарову, Оксане Гончаровой, Татьяне Кравченко, Кириллу Кравченко, Владиславу Кругликову, Сергею Троцюку, Роману Волощуку, Владимиру Моисеенко, Вячеславу Щекалеву, Карену Минасяну, Кириллу Четверикову, Владимиру Кожухову – по ч. 2 ст. 282.2 УК (участие в экстремистской организации). Обвиняемым по ч. 1 ст. 282.2 инкриминировалась также ч. 4 ст. 150 УК (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления).
Подсудимые своей вины не признали. Ряду из них было предложено снять обвинения по ст. 282.2 УК, поскольку истекли сроки привлечения по ней, однако они отказались от прекращения дела по нереабилитирующим основаниям, настаивая на оправдательном приговоре. По версии следствия, обвиняемые, "заведомо зная" о запрете общины "Таганрог" и "действуя из экстремистских побуждений", возобновили и продолжили деятельность МРО Свидетелей Иеговы "Таганрог", 11 сентября 2009 года признанной экстремистской Ростовским областным судом и ликвидированной, а именно проводили молитвенные собрания и изучали религиозные тексты.
30 ноября 2015 года судья Таганрогского городского суда Алексей Васютченко вынес приговор по уголовному делу 16 Свидетелей Иеговы. Наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет и 6 месяцев было назначено троим осужденным условно. 5 лет и 3 месяца одному осужденному было назначено также условно. В течение этого срока осужденные не должны менять место жительства и обязаны каждый месяц отмечаться в органах полиции. Такое наказание назначено по обвинению в преступлении, предусмотренном ч.4 ст.150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетних в преступник деятельность путем обмана). Все 16-ть подсудимых признаны виновными по ч.1 или 2 ст.282.2 УК РФ (организация деятельности или участие в деятельности запрещенной как экстремистская религиозной организации) и им назначены штрафы от 30 до 100 тысяч рублей. Однако за истечение срока давности суд постановил от взыскания штрафов их освободить.
Первый раунд слушаний закончился в июле 2014 года, когда таганрогский судья Олег Кубанцев постановил оправдать 7 из 16 подсудимых, остальным назначил условные сроки лишения свободы, а также крупные штрафы. Этот приговор был отменен вышестоящим судом и дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд, но к другому судье. Верующие надеялись, что оправдательный приговор будет вынесен всем 16 подсудимым, однако произошло в точности до наоборот: судья Васютченко признал виновными всех. Представители Свидетелей Иеговы обжаловали этот приговор, жалоба будет рассматриваться в Ростовском областном суде.
Абсурдность ситуации заключается в том, что старшее поколение Свидетелей Иеговы, которых преследуют сейчас, имеет на руках удостоверения жертв сталинских репрессий. Руководитель Свидетелей Иеговы в России Василий Калин сам был в ссылке в Иркутской области со своими родителями, будучи ребенком. Реабилитация свидетелей была проведена в начале 1990-х годов, верующие со статусом репрессированных получили льготы и компенсации.
Чем больше оказывают давление на верующих, тем быстрее распространяется их вероучение. Кроме того, наивно думать, что если какую-либо общину ликвидировать, то она сразу исчезнет. Сама община верующих, естественно, ни на один момент не прекращала существовать после ликвидации в 2009 году, молиться и читать Библию.
Как отмечает адвокат, сопредседатель Славянского правового центра, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Владимир Ряховский в статье «Опасный прецедент: уроки таганрогского дела 16-ти», опубликованной на портале «Религия и право», следователи прямым текстом говорили верующим, что они не имеют права собираться в Таганроге, и если бы они сели в автобус и поехали бы, например, молиться в свою общину в Ростов-на-Дону, то никто не стал бы возбуждать дело против них. То есть в одном городе в пределах одного региона Свидетели Иеговы – экстремисты, а в другом нет. Получается, что в России действуют какие-то «местечковые» законы.
Владимир Ряховский подчеркивает, анализируя суть обвинения, что ликвидированная в 2009 году местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Таганрог» была создана в 1998 году. Но также была и религиозная группа «Восточная», которая уведомила о своем существовании в Таганроге в 1995 году. Таким образом, подсудимые говорили, что они принадлежат не к МРО «Таганрог», которая признана экстремистской, а к группе «Восточная», хотя среди верующих и были учредители МРО «Таганрог». Позиция подсудимых заключалась в том, что, по их мнению, МРО «Таганрог» была ликвидирована незаконно, решение российского суда было обжаловано в Европейский суд по правам человека. При этом, верующие собираются в рамках группы «Восточная», и не собирались воссоздавать МРО «Таганрог».
Уголовная ответственность устанавливается только за участие в деятельности МРО «Таганрог», поскольку решение о запрете деятельности было принято в отношении конкретного юридического лица. Очевидно, что граждан, состоявших в МРО «Таганрог» никто не лишал права на свободу совести, в том числе на совместное исповедание веры, согласно Конституции РФ. Но суд расценил позицию защиты как намерение уйти от ответственности. В приговоре суд также не обосновал – имела ли место организация деятельности запрещенной религиозной организации, хотя это основа всего состава преступления.
Всем 16-ти обвиняемым также вменяется участие в деятельности организации, которая была запрещена за призывы к разрушению семьи, к отказу от военной службы, от гражданских обязанностей, от переливания крови. Но обстоятельствами дела, видеозаписями, это не было доказано. На записях нет никаких таких призывов – только чтение и обсуждение отрывков из Библии. Но судья вменил им те же самые обвинения, которые были выдвинуты против МРО «Таганрог», как бы автоматически перенеся эти обвинения из решения суда по МРО.
По существу впервые в России и по аргументации, представленной в суде, и в судебном решении, члены религиозной общины были осуждены напрямую за исповедание своей веры. В советское время религиозная деятельность была антисоветской, подрывающей социалистический строй. В современной России де факто считается, что религиозная деятельность некоторых «нетрадиционных» общин является подрывной, другим признанным религиям можно заниматься той же религиозной деятельностью, какую ведут СИ, безнаказанно. Между тем, представители власти, органов прокуратуры и судьи, не могут прямо признаться в этом, а тем более заявить об этом в судебном решении.
Важным фактором в случае с ликвидацией общин СИ и уголовными делами, связанными с «экстремистской» деятельностью, является серьезность обвинения. В Головинском суде в 2004 году рассматривалось дело о ликвидации московской организации, по прошествии времени это решение было фактически отменено, а организация зарегистрирована. Несмотря на тяжесть предъявленных тогда Свидетелям Иеговы обвинений, в судебном порядке ни один случай не был доказан, ни один Свидетель Иеговы не был осужден за какое-либо нарушение законодательства. В настоящее время обвинения в «экстремистской деятельности» для религиозной организации и для конкретных верующих можно назвать практически несмываемым клеймом, механизм исключения литературы из Федерального списка экстремистских материалов, а организаций из списка запрещенных в реальности чрезвычайно сложен. Для того, чтобы дать делу «обратный ход» в будущем будет необходима политическая воля представителей власти, если кто-либо из будущих руководителей будет намерен соблюдать принципы религиозной свободы.