Современный Манассия: через полмира и две тюрьмы к истине Публикую историю брата Бернарда Анияма (Bernard Ezenagu Anyiam), рассказанную его другом Леонидом ИващенкоБернард был типичным африканским парнем из многодетной семьи, каких миллионы и в Нигерии, и в Африке. Начал взрослую жизнь он не самым плохим образом – устроился на работу в полицию, пройдя соответственное обучение. Он был молод, силен, и уже совсем скоро, пройдя дополнительное обучение, был зачислен в спецназ МВД. Его ждала успешная карьера офицера с высокой зарплатой, престижем и уважением окружающих.
Однажды в одном из нефтяных районов Нигерии вспыхнули беспорядки, центр которых был в одной из деревень. Стоит отметить, что в Африке очень стойкие традиции в отношении деревень. Деревня – это исторический и культурный стержень африканской жизни, там живут уважаемые вожди, оттуда ведут начало все племена. Город ничем примечательным не обладает, там зарабатывают деньги и не более того, тогда как родная деревня – это почти что святая земля.
Отряд Бернарда был переброшен в зону беспорядков с целью недопущения перехода нефтяных полей под контроль местного племени. Восстание возглавил вождь, который захотел лично контролировать добычу и продажу «черного золота». Его маленькая дружина была вооружена, деревня – окружена приличным забором по всему периметру.
Двух посланных переговорщиков из батальона спецназа воины деревни порубили мачете – отправившиеся на поиски спецназовцы нашли только их конечности с обрывками окровавленной униформы. Теперь время для переговоров кончилось. Пострадала и профессиональная гордость батальона.
Из МВД поступил приказ: деревню стереть с лица земли, уничтожить всякое воспоминание о ней, не жалеть никого. Необходимо было сделать так, чтобы местность не содержала следов присутствия человека. Не один свидетель событий, появись такой, не должен был остаться в живых. Какой бы журналист ни появился, нужно было гарантировать его полное молчание самым эффективным из всех известных способов. Даже вертолеты следовало сбивать.
Бернард пошел на захват вождя одним из первых. Проникли в дом вождя, первой попалась одна из его молодых жен с грудным ребенком. Ей было велено хранить абсолютную тишину, если она хочет выжить. Несколько человек ворвались в покои вождя, свое слово сказали автоматы. Начался генеральный штурм деревни.
Розыск немногих разбежавшихся, бойня, а затем похороны ее обитателей продолжались девять дней. Подошедшая строительная техника спланировала территорию так, что действительно не осталось и следов построек. В живых остались трое: католический священник (в батальоне были как мусульмане северной части Нигерии, так и христиане южной; возник даже конфликт, когда мусульмане хотели немедленно убить священника) и та молодая женщина с грудным ребенком. Ее оставили в живых, так как она не подняла крик, что обеспечило внезапность нападения и быстрое подавление сопротивления.
Такое длинное вступление важно, чтобы объяснить глубокий надлом, который произошел в душе Бернарда. Он был психологически сражен. Он был участником уничтожения целой деревни – экстраординарное событие даже по меркам Африки. После этого эпизода он принял решение оставить военную службу. Однако это было не так-то просто: в Африке уйти из спецслужб часто примерно то же самое, что уйти из мафии. После этого с человеком могут произойти какие-нибудь неприятности, отправляющие его в могилу. Чтобы язык лишний раз не болтал, его лучше снять с головой владельца. Бернард это знал.
Он сделал так, чтоб его рапорт об уходе попал на стол начальству после его отбытия в увольнительную. При этом он решил бежать из страны, так как нужно было время, чтобы все улеглось. Бежал он не в родную деревню, куда обычно бегут под защиту крова и соплеменников африканцы. Он знал, что там его будут искать и караулить. Убежал он в Лагос, где поселился в одном из районов. Снял комнату в бедном районе. Наездами появлялся в Абудже, где подал прошения на визу в некоторые посольства.
В течение месяца, пока Бернард ждал визу, к нему в дверь постучались Свидетели Иеговы. Бернарду понравилось то, что он услышал. С ним было начато изучение Библии по книге «Ты можешь жить вечно в раю на земле».
БразилияЧерез месяц пришло разрешение на въезд в Бразилию. Брат, проводивший изучение, сказал, что вскоре после приезда Бернарда в ту страну его найдут и Бог обязательно позаботится о том, чтобы он смог продолжить духовный рост.
Так и произошло. На второй или третий день после приезда Бернарда и вселения в четырехкомнатную квартиру в одном из неспокойных районов Сан-Паулу в двери постучали. Стоит отметить, что Бернард в своей квартире не шиковал – в ней жили еще 11 нигерийцев. И вот к нему пришли две сестры из англоязычной группы. Они повторно навещали одного из обитателей той квартиры. Теперь еще и Бернард пригласил их войти. Сестры благоразумно проводили изучение у двери, не входя в квартиру с двенадцатью мужчинами.
Вскоре Бернард стал ходить на встречи Свидетелей Иеговы, а его сосед, которого навещали, был этим возмущен. Оказалось, что истина интересовала его мало, но братья иногда кормили его разными вкусностями и передавали кое-какую одежду. А теперь все доставалось Бернарду. Просто безобразие!
Бернард же часто стал появляться на встречах собрания «Сад Бразилии» (Jardin Brasilia) в районе Тирадентес, Сан-Пауло. Одна семья приглашала его по воскресеньям после встречи на изучение и на обед. Все складывалось прекрасно – до одного рокового дня. Пришла полиция и арестовала всех жителей квартиры. Кто-то из них торговал наркотиками. Взяли всех, в том числе и Бернарда. Начались допросы и дознания.
Бернарду разрешили сделать звонок, и он сообщил брату Урбану – тому, кто приглашал его на обеды. Собрание молилось за Бернарда, передавало в тюрьму еду, Библию и литературу, братья его навещали. Разбирательство продолжалось полгода, и все это время Бернард и все его соседи по квартире сидели в тюрьме.
Наконец состоялся суд, который решил дело в пользу Бернарда: правительство Бразилии официально попросило у него прощения, ему был дан год на приведение своих дел в порядок, и появилась возможность получить вид на жительство, так называемую зеленую карту.
Но, увы, тюрьма не отличается добрыми нравами, и последствия общения с ее обитателями порой могут быть самыми плачевными. Так произошло и с Бернардом. Отсидев полгода в тюрьме, он обозлился на жизнь и решил поквитаться и с государством, и с собственными неудачами. Он рассудил так: раз попал за наркотики, но несправедливо, то можно эту несправедливость компенсировать.
Еще в тюрьме он получил нужные адреса и рекомендации. По выходу оттуда он не стал терять времени даром: разыскал людей и начал покупать и перепродавать наркотики. Дело он поставил серьезно. Работал только на себя, искал сбыт в отдаленных местах. Все чаще начинал поставлять наркотики за границу. Зная методы оперативной работы, он мастерски прятал кокаин в разные предметы. Порой его курьеры сами служили контейнерами – глотали шарики с кокаином.
Не раз его пытались поймать и убить местные банды. Был убит его 14-летний помощник. Проблем было много, но и богатство росло: он приобрел квартиру, обзавелся счетом в банке, полетал по миру, отсылал средства в Нигерию – он все-таки старший ребенок в семье, первенец. В кармане уже была зеленая карта Бразилии.
Изучение Библии пришлось отложить – совесть не давала. Но Бернард хорошо знал, что рано или поздно придется остановиться. Он лишь хотел заработать 100 тыс. долларов, чтобы открыть законный бизнес в Бразилии. Не просто торговать фруктами, а что-то посерьезнее. Несколько удачных операций – и все, можно покончить с наркоторговлей, стать бизнесменом и возобновить изучение Библии.
Поступило несколько заказов, среди которых был очень неплохой из Москвы. Он взялся именно за московский. Нанял еще двоих помощников, чтобы «упаковать» кокаин в себя и в них. По ожидаемой прибыли эта поставка серьезно приближала его к цели – спокойной и зажиточной жизни.
Вернее, так ему казалось. На самом деле вся операция с самого начала была под контролем спецслужб Бразилии и России. Как потом выяснилось, это была их совместная операция.
Россия«Принимали» Бернарда с коллегами в «Шереметьево-2». Смутно помню сообщение российского телевидения в 1996 году, когда показали трех наркокурьеров. Один из парней, которого заставили поднять голову, мне помнится, был очень похож на Бернарда.
Пока шло следствие, Бернард находился в «Лефортово». При всей своей сложной жизни он всегда, куда бы ни ездил, брал с собой Библию и книгу «Ты можешь жить вечно в раю на земле». В СИЗО ему вернули эти вещи. И вот, как когда-то израильский царь Манассия, Бернард был вынужден вспомнить, что существует любящий Творец, прощающий любые грехи и помогающий вернуться к нормальной жизни. Он дал ему обет, что будет служить ему всю жизнь, если выйдет на свободу.
Состоялся суд, вердикт был прост: 13 лет и 6 месяцев в лагере для иностранцев в Мордовии. Бернард повторил путь многих советских братьев в 1950-х годах, которые сидели в печально известном Морлаге. Правда, в его случае причины заключения существенно отличались от тех, по которым туда отправляли братьев.
Когда я спрашивал его, что он думает о российских тюрьмах и чем они отличаются от бразильских, он сказал, что бразильская тюрьма в сравнении с российской – просто пятизвездочный отель. Самое тяжелое было: зима, сырость, черный хлеб отвратительного качества, неожиданные построения на плацу в легкой одежде при морозах в 25–35 градусов. Африканцы страдали особенно сильно. По словам Бернарда, пока он там был там, умерло примерно треть африканцев.
Сам же Бернард усердно возносил молитвы Иегове и читал Библию. Его внимание привлек еще один нигериец, назвавший себя Свидетелем Иеговы, – Тимоти. Оказалось, что он все-таки не Свидетель, но Свидетелями были его родственники: отец, дядя и братья. Многие сейчас служат старейшинами в Нигерии и в Лондоне. Тимоти оказался «блудным сыном». Проблемы те же – наркоторговля. Однако он тоже проявил дух Манассии, и они начали вместе изучать и даже проводить встречи, как могли. Со временем к ним присоединилось несколько иностранцев. Их группа составила примерно 7 человек.
Такая религиозная деятельность не понравилась администрации зоны. Стоит отметить, что о духовных потребностях иностранцев там заботятся, хотя и специфически: в тюрьму регулярно приходят католический священник и лютеранский пастор, на Рождество передают подарки от общин.
Однако Бернард и вся группа сразу отказались от посещения встреч этих религиозных представителей. Это вызвало резко негативную реакцию администрации. Их встречи запретили. Пришлось обращаться по всем мыслимым инстанциям, и в конце концов генеральный прокурор Республики Мордовия ответил на запрос, что религия Свидетелей Иеговы не является запрещенной.
Это было важной победой – группе отвели время для встреч и даже выделили помещение в столовой. Одно из местных собраний наладило с ними общение, регулярно передавало литературу. Посещавшие их братья объясняли, как проводить изучение Библии с помощью статей в журналах.
Чуть позже к группе присоединился новоприбывший – гражданин Великобритании по имени Пол Бауман. Будучи человеком предприимчивым, он приехал в Россию в надежде подзаработать в условиях дикого капитализма. Бизнес наладился, развился, начались доходы. Но, как говорится, «где много добра, там много потребляющих его» (Экклезиаст 5:11). Богатство Пола захотели употребить, причем в большом количестве, граждане милиционеры, которым очень уж понравилось его дело.
Пол был искренне убежден, что закон на его стороне, отдавать дело не собирался, а угрозы милиционеров посадить его в тюрьму он не воспринимал даже в гипотетической плоскости. И совершенно напрасно. Вскоре у него «обнаружили» грубейшие нарушения налогового законодательства, которые карались значительным тюремным сроком. Несколько лет в мордовских лагерях хорошо показали ему, что такое законы в России.
Пол вышел на волю раньше Бернарда – в 2002 году, но твердо пообещал, что по прибытии домой найдет Свидетелей и станет одним из них. Позже мы узнали, что он сдержал слово. Вышел на волю и Тимоти.
Бернард отсидел 7,5 лет и в конце 2003 года получил условно-досрочное освобождение. Выяснилось, что все его документы просрочены и недействительны. Паспорт гражданина Нигерии давно просрочен, зеленая карта Бразилии недействительна и восстановлению не подлежит. Москва оказалась очень враждебным городом. Ему пришлось много трудиться, чтоб хоть как-то прокормить себя. Около года удалось прожить у одного из земляков.
УкраинаИз-за нескончаемых нападений московских скинхедов на африканцев Бернард принял решение перебраться на Украину – это произошло в 2005 году, в начале января. Делалось это нелегально – у него не было никаких документов, кроме просроченного паспорта и справки об освобождении. В итоге Бернард попал в Харьков и устроился на работу помощником продавца на одном самых больших рынков – Барабашово.
Поселился он прямо в магазинчике у своего земляка, причем из его же родной деревни. Оказалось, он знал его с самого детства. За ночлег и питание он был готов трудиться целый день.
Однако вскоре он заметил у своего земляка кое-что знакомое – журналы Свидетелей Иеговы на английском языке. В то время мы уже активно проповедовали в англоязычном поле. А оно в Харькове немалое: около 10 тыс. нигерийцев и около 2 тыс. людей из Ганы. Была англоязычная группа. На рынке активно проповедовали несколько полновременных служителей.
Земляк Бернарда на вопрос, где те люди, что дали ему журналы, указал на удаляющихся людей — парня и девушку. Он кинулся за ними, догнал, узнал адрес встречи.
24 января 2005 года он появился на встрече книгоизучения. Заявил, что он Свидетель Иеговы. Тогда с нами был замечательный брат, впоследствии служивший в разъездной работе, Билл Моррис. Он приехал на Украину в 2003 году, после 9 лет служения в Бруклине и 8 лет в русском собрании там же.
После встречи мы поговорили с Бернардом и увидели, что он все же не является нашим братом, хотя и многое знает. Билл имел при себе кое-какие средства и дал Бернарду, чтобы тот мог купить себе что-то из самого необходимого. Тот, как потом рассказал, сразу купил б/у сотовый телефон, пополнил счет и позвонил домой в Нигерию – сообщить родне, что он жив.
Он практически сразу же попросил возобновить с ним изучение Библии. Мы с супругой ездили к нему около полутора лет, помогая расти духовно. Бернард хорошо ориентировался в материале, и мы стремились затронуть его сердце. К счастью, он уже хорошо выучил урок, заключающийся в том, что применять полученные знания надо немедленно. Он начал ходить на встречи, приводить жизнь в согласии с учениями Библии.
Бернард был хорошим футбольным судьей и зарабатывал неплохие деньги, судя нигерийские команды, но из-за того, что встречи собрания проходили в тот же день, что и матчи, он принял решение оставить эту работу. Кроме того, представители преступного мира, зная прошлое Бернарда, несколько раз предлагали наладить доставку кокаина. Предлагали большие деньги, причем авансом. Иногда он в них действительно нуждался. Однако сейчас для него уже не стоял выбор – угождать Иегове или огорчать его. Он твердо решил измениться и «облечься в нового человека», угодного Богу (Колоссянам 3:10).
И вот в апреле 2006 года Бернард и еще один человек, Лео, приняли крещение, став первыми «плодами» в английском поле нашей группы. У Бернарда сразу заладилось служение в английском собрании, он начал делиться благой вестью с африканцами и нашел несколько человек, желающих изучать Библию.
Вместо эпилогаВ 2006 году у нас в доме раздался телефонный звонок – братья из соседнего собрания попросили записать адрес молодой женщины, которая пришла на встречу в их Зал Царства. Записываю и слышу: моя улица… мой дом! Кто же это? В нашем доме нас все знают и всегда понимают, когда мы хотим поговорить об истине. И вот наконец – номер квартиры. Ровно над нами, этажом выше! Говорю жене: «Беги наверх!»
Так мы (а точнее, моя жена) начали изучение с девушкой по имени Оксана. Она быстро делала успехи, хотя знала истину давно: ее сестра была крещена еще в 1993 году. Оксана же осознала свои духовные потребности значительно позже. Крестилась она в 2007 году. Бернард и Оксана познакомились, позже начали встречаться, и в итоге в 2008 году поженились. Сегодня у них уже двое сыновей с библейскими именами: Промис (от англ. promise – обещание) и Пресиос (от англ. precious – драгоценность).
Пообещав в тюрьме Иегове, что будет служить ему всю оставшуюся жизнь, бывший массовый убийца и международный торговец наркотиками до сих пор держит свое слово. Ради жены ему пришлось перейти из англоязычного собрания в русскоязычное, что, впрочем, ему не мешает – он отлично знает оба языка.
Я уж было хотел закончить свой рассказ, но вдруг вспомнил: в 2009 году в ноябре Бернард познакомился с одним братом из Лондона, который приехал в гости в англоязычное собрание. Он сказал, что знает Пола Баумана, который тоже стал Свидетелем Иеговы. Когда Пол узнал, что Бернард в Харькове, он примчался первым же рейсом, чтобы обнять своего бывшего сокамерника, а теперь духовного брата.
Пол Бауман, Леонид Иващенко, Бернард Аниямhttp://chivchalov.blogspot.com/2012/02/blog-post_08.html