ХОДАТАЙСТВО ЗАЩИТЫ ПО ДЕЛУ КАЛИСТРАТОВА, ПРИНЯТОЕ СУДОМ ГОРНО-АЛТАЙСКА 18.01.2011
В Горно-Алтайский городской суд
Судье Соколовской М.Н.
От адвокатов Женкова В.Ю., Чимирова А.Ю.
Шипилова В.Л.
и подсудимого Калистратова А.В.
ОДАТАЙСТВО о приобщении доказательств
Во время осмотра вещественных доказательств, состоявшегося в прошлом судебном заседании в декабре 2010 г., сторона защиты обращала особое внимание на содержащиеся в печатных изданиях выражения, включая процитированные в обвинительном заключении, в контексте их соответствия общепринятым представлениям и научным знаниям, имеющимся в художественной литературе, изобразительном искусстве и истории, преподавание которых имеет место в школах и университетах.
Как защита, так и принимавший участие в осмотре специалист профессор А.Е. Наговицын ссылались на различные светские и научные источники, например, в связи со с приведением в тексте обвинительного заключения (стр. 11) цитаты Л.Н. Толстого из письма Синоду. Обширно цитировались учебники по истории политических и правовых учений, истории, литературе.
Такое сопоставление выделенных в обвинительном заключении выражений имеет существенное значение для уголовного дела, так как часть 1 статьи 282 УК РФ предусматривает ответственность исключительно за действия, совершенные с прямым умыслом, то есть лицо должно осознавать общественную опасность своих действий (бездействия), предвидеть возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желать их наступления.
По утверждению обвинения, подсудимый совершил преступление осознанно, так как печатные издания содержат сообщения
об инквизиции (стр. 4, 14 обвинительного заключения),
позиции политического нейтралитета (стр. 5, 13 обвинительного заключения),
греховном поведении лиц, называющих себя верующими (стр. 7, 9 обвинительного заключения),
соответствии отдельных вероучений (использование креста и иных предметов культа в поклонении Бога, наличие у человека бессмертной души, представление о Боге как о троице) канонам Священного Писания (Библии) (стр. 8, 14, 15 обвинительного заключения),
в связи с чем в обвинительном заключении сделан вывод о том, что они явно пропагандируют религиозную и социальную рознь и имеют выраженное экстремистское содержание (стр. 3).
Однако допущенные в качестве специалистов профессор А.Е. Наговицын и Н.В. Обелюнас пояснили, что и в художественной, и в исторической литературе, в том числе изучаемой в образовательных учреждениях, подробно рассказывается об инквизиционном периоде с соответствующей оценкой роли церкви в этом процессе, а также о критике известными писателями и представителями изобразительного искусства священнослужителей, поведение которых не соответствовало христианским нормам поведения. Теологические споры о кресте, душе, троице и т.п. ведутся уже на протяжении двух тысяч лет. Исходя из этого, вывод о том, что приведенные в обвинительном заключении выражения явно пропагандирует религиозную и социальную рознь и имеют выраженное экстремистское содержание, не основан на объективных данных и является ненаучным. По суждению профессора А.Е. Наговицына, основная цель печатных изданий – распространение идей христианства.
Решениями Ростовского областного суда и Горно-Алтайского городского суда, которыми указанные в обвинительном заключении печатные издания признаны экстремистскими, не установлено, что эти информационные материалы явно пропагандируют религиозную и социальную рознь и, следовательно, любое лицо может прийти к безусловному выводу об их выраженном экстремистском содержании при прочтении.
Как следует из показаний подсудимого, в период с 1 октября 2008 г. по 31 декабря 2009 г. он не приходил к выводу о том, что религиозные издания Свидетелей Иеговы направлены на возбуждение вражды и ненависти; наоборот, им обращалось внимание на то, что в журналах, брошюрах и книгах говорится о необходимости проявлять любовь к Богу и ближним, терпимо относиться к представителям иных религий, уважать выбор каждого человека.
В соответствии со ст. 47 УПК РФ подсудимый вправе представлять доказательства. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 04.11.2004 года № 430-О, «согласно статье 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, что предполагает предоставление сторонам обвинения и защиты равных процессуальных возможностей по отстаиванию своих прав и законных интересов. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, необходимой гарантией судебной защиты и справедливого разбирательства дела является равно предоставляемая сторонам реальная возможность довести свою позицию относительно всех аспектов дела до сведения суда, поскольку только при этом условии в судебном заседании реализуется право на судебную защиту, которая должна быть справедливой, полной и эффективной».
Доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном УПК РФ, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. В качестве доказательств допускаются, в частности, иные документы, изложенные сведения в которых имеют значение для установления обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ (ст. ст. 74, 84 УПК РФ), в том числе связанные с виновностью.
В настоящее время стороной защиты в зал судебного заседания доставлены учебные пособия, рекомендованные для преподавания в школах и высших учебных заведениях Российской Федерации, а также издания о шедеврах изобразительного искусства, содержащих сообщения
ü об инквизиции и роли церкви в этом процессе;
ü о критике церкви и неприемлемого для священнослужителей (греховного) поведения;
ü о ведущихся на протяжении веков теологических спорах относительно представлений о кресте, душе и троице;
ü о сохранении христианами, жившими в первом веке, политического нейтралитета и исповедании ими принципа о приоритете «божьей власти над светской».
Выдержки из представленных суду печатных изданий, по мнению защиты, свидетельствуют о том, что приведенные в обвинительном заключении выражения не указывают на явную пропаганду религиозной и социальной розни; подсудимый объективно не мог знать о том, что обычная информация, имеющая под собой историческое и фактологическое основания, содержащаяся в печатном издании, может свидетельствовать о его выраженной экстремистской направленности.
И законодательством РФ, и международными нормами запрещается дискриминационный подход при рассмотрении уголовных дел.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 47, 53, 73, 74, 84 УПК РФ,
ПРОСИМ:
Приобщить в качестве доказательств стороны защиты по уголовному делу следующие выдержки из учебников по истории, литературе, истории политических и правовых учений, а также печатных изданий о шедеврах изобразительного искусства:
1. Ответ на определение Синода от 20 – 22 февраля и на полученные мною по этому случаю письма / Л.Н. Толстой, М., 1985 (Библиотека русской художественной публицистики):
«То, что я отрекся от церкви называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрекся я от нее не потому, что я восстал на господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему. Прежде чем отречься от церкви и единения с народом, которое мне было невыразимо дорого, я, по некоторым признакам усомнившись в правоте церкви, посвятил несколько лет на то, чтобы исследовать теоретически и практически учение церкви: теоретически – я перечитал все, что мог, об учении церкви, изучил и критически разобрал догматическое богословие; практически же – строго следовал, в продолжение более года, всем предписаниям церкви, соблюдая все посты и посещая все церковные службы. И я убедился, что учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения» (стр. 433 – 441, прилагается).
В тексте обвинительного заключения (стр. 11, в отношении журнала «Пробудитесь!» от 22 февраля 2000 г.) приводится имеющаяся выше цитата известного российского писателя Л. Толстого, содержащаяся в одном из его авторских текстов, получивших широкое распространение. На территории России отсутствуют какие-либо правовые ограничения на возможность использования и распространения ответа Толстого на определение Синода. Произведение является известным и изучается в учебных заведениях Российской Федерации.
2. Всеобщая история. Новая история зарубежных стран. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.А. Ведюшкин, С.Н. Бурин. – 8-е изд., М., 2008 (рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации):
«Католическую церковь было за что критиковать. Современники высмеивали и обличали корыстолюбие, невежество, чревоугодие священников и монахов. Всеобщее недовольство вызывали огромные богатства церкви. Предметом зависти дворян были ее обширные земельные владения. Экономным горожанам все меньше нравились пышное церковное убранство и дорогостоящие церковные обряды…Папский двор купался в роскоши, папы и кардиналы пировали, охотились. Многие брали взятки, и за деньги в Риме можно было приобрести любую должность и получить отпущение любых грехов. Несоответствие образа служителей церкви и того, что они проповедовали, вызывало возмущение верующих и даже духовенства…Продажа индульгенций за деньги не нравилась наиболее совестливым верующим, а то обстоятельство, что эти деньги тратились на личные нужды священнослужителей, лишь подливало масла в огонь» (стр. 38, 39, прилагается).
«Свой идеал церкви Лютер видел в раннем христианстве и предлагал отказаться от церковных таинств и ритуалов, не присущих ему изначально…Лютер осуждал паломничество, почитание икон и мощей святых, а из семи церковных таинств предлагал оставить лишь те, что два, которые упоминаются в Библии, - крещение и причащение. Со временем он «добрался» и до папства, подвергнув резкой критике пороки и претензии Рима» (стр. 41, прилагается).
«Расправы дополнялись строжайшей книжной цензурой. В католических странах ни одна книга не могла быть напечатана без дозволения инквизиторов. В 1559 г. в Риме издали Индекс запрещенных книг, обязательный для всех католиков. В него вошли сочинения не только реформаторов, но и любых вольнодумцев. За чтение и распространение запрещенных книг грозила жестокая расправа (стр. 53, прилагается).
«В 1562 г. католики устроили резню гугенотов, те предприняли ответные действия. Начались религиозные войны, являвшиеся в то же время и гражданскими. Страну захлестнула волна насилия» (стр. 59, прилагается).
«Ревностные католики, Фернандо и Изабелла стремились искоренить всякую ересь и добиться религиозного единства своих владений, где наряду с католиками проживало множество мусульман и иудеев. С этой целью была реформирована инквизиция, ставшая самым страшным оружием королевской власти и церкви в борьбе против иноверцев. Первый удар был нанесен по иудеям. Королевский указ 1492 г. предписывал им либо отказаться от веры своих отцов и принять христианство, либо покинуть страну. Позже гонения распространились и на крестившихся иудеев и их потомков. Затем наступил черед мусульман» (стр. 74, прилагается).
«Блестящий сатирик Мольер разоблачал пороки современного ему общества: фальшь аристократов, лицемерие служителей церкви…» (стр. 146, прилагается).
«В эпоху Средневековья церковь осуждала народную веру в ведьм как нелепое суеверие. Но к концу XV в. позиция церкви изменилась: в ведьмах стали видеть пособниц дьявола, заключивших с ним договор и губящих по его наущению добрых христиан. Появились трактаты и папские буллы, призывавшие к расправам над ведьмами…Примерно с середины XVI в. охота на ведьм приняла массовый характер. Волны гонений прокатывались по всей Европе в течение более чем столетия. На кострах погибли десятки тысяч невинных людей, в основном женщин» (стр. 160, прилагается).
3. История Средних веков: учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений / В.А. Ведюшкин; под ред. А.О. Чубарьяна; Российская академия наук, Российская академия образования, - 7-е изд., М., 2008 (рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации):
«Служители церкви и даже некоторые папы римские часто вели светский образ жизни, пировали и развлекались» (стр. 129, прилагается).
«При всех различиях еретические движения объединяло недовольство порядками церкви в обществе. Пытаясь понять причины царящей в обществе несправедливости, люди искали ответ в Библии, но находили там совсем не то, что проповедовали им священники. Получалось, что церковь скрывает от верующих истинный смысл слова Божьего и, следовательно, служит не Богу, а дьяволу. Еретики стремились возродить евангельскую простоту, требовали, чтобы духовенство отказалось от богатств. Подражая апостолам, они раздавали свое имущество нищим, одевались в лохмотья, странствовали и проповедовали…Крестоносцы обрушились на цветущие города юга Франции. К религиозному рвению примешивалась надежда на богатую добычу. Крестоносцы не знали жалости, не щадили ни женщин, ни детей. Однажды на вопрос воинов о том, как отличить еретиков от подлинных католиков, чтобы не пострадали невинные, папский посланник – легат ответил: «Бейте их всех, Господь узнает своих!» (стр. 133, прилагается).
«Церковь постаралась в корне уничтожить альбигойскую ересь и не дать ей возродиться. Всем мирянам было запрещено читать и хранить Библию. Толковать ее могли только служители церкви. По приказу папы по всей Европе создавались специальные комиссии для расследований по делам, связанным с ересью. Так возникла инквизиция…Тем, кто попадал в застенки инквизиции, вырваться оттуда было практически невозможно. Инквизиция применяла жесточайшие пытки, заставлявшие людей оговаривать себя и других…Для многих жертв расследование заканчивалось сожжением на костре» (стр. 134, прилагается).
«В ноябре 1905 года папа Урбан II выступил с речью после окончания церковного собора во французском городе Клермон…Он призвал изгнать мусульман из Святой земли. Участникам похода Урбан II обещал отпущение грехов, а павшим в бою – райское блаженство. Тем, кто отправился в Палестину, папа обещал не только небесные, но и земные богатства. Воодушевленная толпа прервала его речь возгласами: «Так хочет Бог!» Люди тут же вырезали из материи кресты и нашивали их себе на одежду в знак того, что решили отправиться на отвоевание Гроба Господня…Так начались Крестовые походы» (стр. 137, прилагается).
«Все слои населения были недовольны католической церковью» (стр. 230, прилагается).
«Из высказываний и проповедей Яна Гуса
2. Духовенство не учит, а портит народ своим развратом, связанным с богатством…Преемники Христа должны быть бедны, как апостолы. А они, наоборот, только и думают, как бы еще увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые…грабят…бедный народ…
3. Эти епископы уговаривают меня всенародно отречься, - нет! Не могу изменить своей совести и посрамить веру Христову. Если отрекусь от истины, то какими глазами взгляну на небо? Как дерзну посмотреть в глаза народу, если по моей вине поколеблются вековые его убеждения? Никогда! Спасение стольких душ народа для меня дороже моего бренного тела» (стр. 233, прилагается).
4. История средних веков. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2009 (на учебник получены положительные заключения Российской академии наук и Российской академии образования):
«Христианская церковь стала самой сильной организацией того времени. Она владела большими землями, богатствами, но главная ее сила заключалась в ее духовном влиянии. По слову священника людей можно было сплотить для борьбы с врагами, примирить их с новыми податями и повинностями; поддержка церкви многое значила для авторитета правителя среди населения…
Хлодвиг охранял богатства церкви, щедро дарил ей земли и ценные вещи. А церковь, в свою очередь, укрепляла власть Хлодвига, утверждая, что его победы и деяния угодны Богу» (стр. 23, 24, прилагается).
«Не все верующие христиане понимали догматы. А те, кто мог читать Библию, не всегда принимали некоторые церковные догматы, так как видели расхождение между ними и текстами Священного Писания. Многим людям были не по душе действия церкви. Ее стяжательство, испорченность духовенства. Среди горожан, рыцарей, простых священников и монахов время от времени появлялись люди, открыто критиковавшие церковь. Таких людей духовенство называло еретиками» (стр. 129, прилагается).
«Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал в XIII веке специальный церковный суд – инквизицию (в переводе с латинского значит «расследование»). В этой борьбе инквизиция использовала слежку и доносы. Обвиняемых заключали в тюрьмы и подвергали жестоким пыткам, стараясь вырвать у них признание своей вины. Им жгли ноги на медленном огне, дробили кости в специальных тисках. Многие, не выдерживая мучений, оговаривали себя и других ни в чем не повинных людей. Признавшиеся в ереси получали различные наказания, вплоть до тюремного заключения или смертной казни. Передавая осужденного на казнь властям, служители церкви просили проявить к нему милосердие – умертвить «без пролития крови». Это значило, что его должны были заживо сжечь на костре» (стр. 131, 132, прилагается).
«Крестовые походы с благословения или по прямому указанию пап римских совершались и в Европе практически до конца Средних веков. Так, в ходе северных Крестовых походах (XII – XIV века), в которых участвовали шведы и немцы большую часть территории финнов и карел присоединили к Швеции, жителей насильно окрестили. Походы против еретиков в Европе обычно также провозглашались крестовыми, своей жестокостью они не уступали походам на восток» (стр. 146, прилагается).
5. История государства и народов России. XIX век: учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 6-е изд., М., 2006 (рекомендовано Министерством образования Российской Федерации):
«При Александре III религиозную политику правительства определял обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев. Он был сторонником идеи объединения церкви и государства и отводил православию решающую роль в деле укрепления самодержавной власти…те вероисповедания, которые Победоносцев признавал опасными для православия, подвергались ожесточенным гонениям. Особую суровость обер-прокурор Синода проявлял к представителям сектантского движения. Правительство доходило при этом даже до того, что отнимало детей у родителей-сектантов.
Преследованиям подверглись и буддисты – калмыки и буряты, им запрещалось строить храмы, отправлять богослужения. Особенно нетерпимым было отношение к тем, кто официально числился обращенным в православие, но на деле продолжал исповедовать прежнюю религию» (стр. 225 – 227, прилагается).
6. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. Часть 2. / Ю.В. Лебедев, 9-е изд., М., 2007 (рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации):
«С позиции этих вечных нравственных истин Толстой развертывает беспощадную критику современных ему общественных институтов: церкви…Но если Христос не богочеловек, то и церковь с ее таинствами теряет всякий смысл. И Толстой приходит к полному отрицанию церкви, вызывая решение Синода о его отлучении» (стр. 302, прилагается).
«С переходом Толстого на позиции своего вероучения существенно изменилось и его художественное творчество. Эти перемены сказались в последнем романе писателя «Воскресение»…В романе развертывается критика государственного бюрократического аппарата, суда, церкви» (стр. 302 – 305, прилагается).
7. Литература. 10 класс. Учебник. Базовый и профильный уровни. Часть 1 / В.Г. Маранцман, Е.К. Маранцман, О.Д. Полонская и др., 5-е изд., М., 2007 (рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации):
«Особенным гражданским звучанием и обличительным пафосом отличались работы выдающегося жанриста В.Г. Перова. К числу наиболее острых и сатирических картин относится «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861) .С исключительной убедительностью и мастерством художник обобщает увиденное им в жизни, раскрывая через нами через позы, жесты, выражение лиц, тщательно подобранные детали (спущенный чулок у женщины на переднем плане, перевернутая икона в руках старика) безверие, нравственный разврат священнослужителей и всех остальных участников действия. Художник не случайно избирает для своей работы крестный ход во время самого главного православного праздника – Пасхи, Воскресения Христова. Во время праздника из храма выносили особо почитаемые иконы и обходили с ними все дома в селениях, чтобы испросить благословения на весь следующий год. Это нестройное шествие пьяных крестьян обнажает вырождение религиозного сознания народа…Что же заставляет Перова настаивать на таком безнадежном положении народа? Он хочет пробудить чувство ответственности у мыслящей части общества, показать, что надеяться на самостоятельные силы народа нельзя, а его духовные вожди пребывают в пьянстве и убожестве» (стр. 240 – 241, прилагается).
8. Сокровища музеев России / И.О. Сурмина, Т.В. Титкова. – М., 2009.
«Государственная Третьяковская галерея. В.Г. Перов «Сельский крестный ход на Пасхе».
Сюжет взят из обыденной жизни. В старину в селах существовал обычай согласно которому в первый день празднования Пасхи священник со всем церковным причтом совершал обход домов своих прихожан. Почетных гостей везде приглашали к столу. И нередко такое празднование выливалось в безудержное пьянство.
Вполне типичную для своего времени сценку и запечатлел на полотне художник. На картине представлен хмурый, пасмурный весенний день. Весьма охмелевшие участники крестного хода покидают крайнюю избу.
Последним выходит на крыльцо священник с отекшим от пьянства лицом и почти бессмысленным взглядом. Он едва держится на ногах и ухватился за балясину, чтобы не упасть. А рядом лежит, споткнувшись на пороге, дьякон, который старше по возрасту и, видимо, хуже переносит большие дозы спиртного. Он тщетно пытается поднять выпавшие из рук предметы – требник и пасхальное крашеное яйцо. Последнее уже раздавлено сапогом священника…
Находящиеся на крыльце священник и дьякон словно обрамлены рамой (состоящей из балясин), и это еще более выделяет их из остальной массы, привлекает к этим лицам особое внимание. Атмосфера холодного дня с застилающими небо серыми облаками и весенней слякотью служит подходящим фоном для представления сцены унижающего людей беспросветного пьянства» (стр. 58 – 59, прилагается).
«Государственная Третьяковская галерея. И.Е. Репин «Крестный ход в Курской губернии».
На полотне изображена торжественная процессия, участниками которой является множество людей. В летний зной по открытой, выжженной солнцем местности идут представители различных сословий. Участники шествия несут чтимую икону, кивот, огромный фонарь с горящими свечами, хоругви со священными изображениями. Здесь можно увидеть представителей духовенства, помещиков, чиновников, мещан, крестьян, нищих. Однако даже в религиозной процессии и в помине нет равенства и братства. Более зажиточные, лучше одетые люди находятся в середине, поближе к святыне. Охранники палками отстраняют от почтенных участников шествия бедно одетую голытьбу. Особенно впечатляет урядник, замахнувшийся нагайкой на протянутую руку женщины. Различно и отношение к происходящему представленных на картине людей. Благоговение перед святыней, искреннее чувство веры можно заметить главным образом на лицах представителей народа. Но многие участники шествия абсолютно равнодушны, взгляды некоторых отражают тупость, духовную пустоту. К числу таких персонажей относится и толстая самодовольная барыня, которой доверена важная роль – несение чудотворной иконы» (стр. 65 – 66, прилагается).
«Государственная Третьяковская галерея. В.И. Суриков «Боярыня Морозова».
«Боярыня Морозова» напоминает о трагических события более раннего периода – о возникшем из-за разногласий относительно обрядов церковном расколе.
Преобразования, проведенные при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне, были приняты далеко не всеми священнослужителями и мирянами. Многие продолжали придерживаться старых обрядов, невзирая на преследования со стороны властей…
Несмотря на принадлежность к высшим слоям московской знати, Морозова оказалась в оппозиции к официальной церкви. Она твердо отстаивала свои убеждения, не устрашившись лишения имущества пыток и заточения…
Из числа явных ее противников в первую очередь обращает на себя внимание злорадно ухмыляющийся поп, который стоит слева от саней» (стр. 85 – 87, прилагается).
«Государственная Третьяковская галерея. В.Г. Перов «Монастырская трапеза».
Серию картин Василия Григорьевича Перова, посвященных изобличению лицемерия представителей духовенства, продолжает полотно «Монастырская трапеза»…
Центральное же место занимает длинный стол, покрытый светлой скатертью и уставленный яствами. Сидящие за столом монахи обедают, причем их позы и мимика не выдают особого благочестия. У входной двери стоят знатные и богатые посетители, очевидно, прибывшие в иноческую обитель на богомолье. Один из монахов учтиво приглашает почтенных паломников пройти в трапезную. А почти рядом, в правом нижнем углу полотна, изображены бедные люди: женщина с детьми, сидящими прямо на полу. Несчастная протягивает к окружающим руку, взывая о помощи. Но никто не замечает ее и маленьких голодных ребятишек – ни чинно сидящие за обеденным столом иеромонахи, ни усердные чтецы, ни богатые богомольцы. Один застывший в земном поклоне монах откровенно повернулся к обездоленным беднякам спиной. И это в стенах святой обители, где устами молящихся возносится слава Христу, на деле попираются данные им заповеди о любви к ближним и сострадании.
Как и на картине «Чаепитие в Мытищах», композиция здесь построена на контрасте. Благополучию святых и довольных служителей церкви художник противопоставляет страдания бедняков. И те, кто, согласно своему духовному сану в соответствии с исповедуемыми ими учением, должны, казалось бы, подавать пример христианской любви и милосердия, показаны равнодушными к несчастьям других людей (стр. 349 – 350, прилагается).
9. История русской живописи. 60-е годы XIX века. Елена Матвеева, М., 2006.
«В 1860 году Перов был направлен в Академию художеств для написания программной картины на золотую медаль. Этой картиной должен был стать «Сельский крестный ход на Пасхе», однако академический Совет отверг эскиз за «непристойность изображения духовных лиц»…
Сельский крестный ход на Пасхе» - картина, обличающая темную жизнь деревни. Опухший от пьянства священник с крестом в руке, придерживаясь за столб, спускается с крыльца, а дьячку так и не удалось подняться…
Картина приобрела скандальную известность. Ее тут же сняли с выставки Общества поощрения художников и не дозволяли воспроизводить в печати вплоть до 1905 года.
Однако еще до выставки она была приобретена П.М. Третьяковым, которому художник В.Г. Худяков написал: «…слухи носятся, что будто бы Вам от Св. синода скоро сделают запрос, на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично…Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий» (стр. 10 – 12, прилагается).
10. История политических и правовых учений. Учебник для вузов / под общ. ред. О.В. Мартышина, М., 2007, Московская государственная юридическая академия (рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция»)
«Одной из таких сект и было христианство, зародившееся в лоне иудейской религии, но скоро отколовшееся или отторгнутое от нее» (стр. 69, прилагается).
«Не бросая прямого вызова Риму, христианство подтачивало его основы. В Риме, как и в Греции, государство сливалось с обществом, регулировало все стороны жизни человека. Религия была государственным делом, а христианство возникло как религия негосударственная. Оно провозгласило, что есть сферы, неподвластные государству, выходящие за рамки его полномочий…Христиане, подчиняя властям, отказывались участвовать в языческом культе, в первую очередь в поклонении императорам…
Неудивительно, что замкнутость первых христиан, их самостоятельность, неучастие в официальном культе вызывали раздражение, подозрительность, и преследования…
Разоблачения Рима под видом «вавилонской блудницы» и предсказание его гибели в Апокалипсисе оставались в силе, но отступали на второй план. Конечно, это было «царство Сатаны», но в нем приходилось жить, а значит, нужно было с ним мириться…
Гонимая церковь стала господствующей, и это пагубно сказалось на ней. Энтузиазм в ее рядах уступает место интересу. Высокая нравственность, идеализм – расчету и корысти. Едва освободившись от преследований, христиане стали преследовать представителей других религий и инакомыслящих (еретиков) в своей среде. Выигрыш, который давало обособление церкви от государства в плане свободы личности, был в значительной мере утрачен благодаря их сближению» (стр. 72 – 75, прилагается).
«Создание внегосударственной общины верующих выдвинуло проблему политической обязанности – следует ли подчиняться распоряжениям властей, если они несправедливы. Большинство христиан склонялось к повиновению, но не беспредельному. Если повеление противоречит вере, оно не связывает христианина» (стр. 76, прилагается).
«Разумеется, позитивные тенденции христианства были ослаблены его перерождением, его альянсом со светской властью. Практика церкви имела мало общего с христианским идеалом. Церковь запятнала себя корыстью, жестокостью, нетерпимостью, беспринципностью, участием в мирских делах» (стр. 76, прилагается).
«Первые ереси возникли на почве так называемых тринитарных споров, т.е. полемики по вопросу об истолковании догмата о троичности Божества. Официальная церковь защищала краеугольный камень христианской веры о Святой Троице (Отец, Сын и Дух Святой – суть «то же самое» триединое Божество), а ее оппоненты доказывали, что Бог Сын, т.е. Иисус Христос, не может быть равен Богу Отцу, а лишь «подобен» ему (ариане), причем некоторые из еретиков видели во Христе только человеческую природу (несториане)…
По своему богословскому содержанию ереси катаров были направлены на критику основ католической догматики. Продолжая традиции ариан, катары выступали против ортодоксальной трактовки тринитарного вопроса. От несториан они унаследовали очень высокие требования к клиру. Средневековое духовенство, и в первую очередь римская курия, погрязшее в алчности и разврате, никак не соответствовало нравственным стандартам катаров, поэтому за ним не признавалась роль посредника между Богом и мирянами. Новыми элементами учения катаров стали отрицание церковного культа (ликвидация храмов, икон, обрядов) и семи христианских таинств (крещения, причащения, священства, и т.д.) (стр. 87 – 89, прилагается).
«Первоначально еретические движения на Руси ориентировались на союз с политической властью в борьбе с церковью, поддерживали объединительный процесс, шедший параллельно с укреплением великокняжеской власти, и только в XVI в. Феодосий Косой поймет, что и «попы», и «власти» едины в своих угнетательских стремлениях в отношении эксплуатируемого народа.
Еретические идеалы стригольников в Новгороде и Пскове формировались в острой критике недостойного поведения и деятельности служителей церкви…
Впоследствии церковь в союзе с феодальным государством квалифицирует ересь как уголовное преступление. Лица, заподозренные в причастности к еретическим учениям, должны были преследоваться «по градскому закону» и судиться «по царскому суду», который стал применять к еретикам смертную казнь, тюремное заключение, ссылку...
Феодосий отрицал акт творения Богом человека, считая его естественным существом, не соглашался с божественной природой Христа, культом Богородицы, почитанием креста, поклонением иконам, святым мученика, отцам церкви.
Поклонения достоин только один Бог, общение с которым дело глубоко духовное и интимное, не требующее никаких внешних аксессуаров» (стр. 142 – 145, прилагает