Хочу привести одну статью на эту тему:
"Где будет служить «великое множество»: на небе или на земле?
(Откровение 7:9-17)
В Откровении 7:9-10 описывается «великое множество людей, которого никто не мог сосчитать. Эти люди были из всех наций, племён, народов и языков и стояли перед престолом и перед Ягнёнком. Они были одеты в длинную белую одежду, и в руках у них были пальмовые ветви. Они восклицали громким голосом: "Спасением мы обязаны нашему Богу, сидящему на престоле, и Ягнёнку"». Далее про них говорится, что «они находятся перед престолом Бога и день и ночь совершают ему священное служение в его храме» (стих 15).
Некоторые читатели Библии считают, что если «великое множество» «находится перед престолом Бога», а также «день и ночь совершают ему священное служение в его храме», то, значит, оно символизирует собою священство и имеет небесную надежду. Нас интересует насколько обоснованы такие выводы?
Спорные моменты в отношении «великого множества» можно свести к двум основным вопросам:
1. Кто оно такое?
2. Где оно находится?
Обсудим первый вопрос:
1. 7-я глава книги Откровения помимо «великого множества» описывает ещё и другую группу верных Христу служителей. Эта отдельная группа представлена как 144 000 человек, «купленных от земли» (Отк. 7:4-8; 14:3). Без всякого сомнения, это духовные священники с небесной надеждой (Отк. 1:6).
В свою очередь «великое множество» держит в руках пальмовые ветви (Отк. 7:9). Но где вы видели священников, размахивающих пальмовыми ветвями? Это делал поклоняющийся народ во время праздника Кущей (Левит 23:40). Согласно Иоанна 12:12, 13 пальмовые ветви были в руках множества людей, пришедших на праздник Пасхи и приветствовавших Иисуса. Кстати, народ в том тексте Иоанна так же назван "охлос полис" – "великим множеством". Конечно же, наличие пальмовых ветвей не отождествляет эту толпу иудеев с «великим множеством», которое переживет Армагеддон, но, несомненно, может служить прообразом. Эта картина подтверждает, что "великое множество" не может быть священниками, а лишь приветствующими Царя.
В видении Иоанна «великое множество» присутствует с пальмовыми ветвями в храме. Они пришли на поклонение в духовный храм и ветви финиковой пальмы в руках – подходящий символ выражения радости в такой ситуации. Например, стены буквального храма были украшены мотивом пальмовых ветвей, в том числе и во внешнем дворе (3 Царей 6:29; Иез. 40:16, 20-22).
2. Все не могут быть священниками. Что это за храм, в котором одни священники? Духовный храм соответствует по структуре земным храмам Соломона, Зоровавеля и Ирода, в которых был внешний двор, полный поклонников (Иез. 40:17; 42:14; 46:20). Если все служат во внутреннем дворе как священники, то кто же тогда находится во внешнем?
3. Да, «великое множество» совершает «священное служение» Богу (Отк. 7:15). Но что значит выражение «священное служение»? В этом тексте присутствует греческое слово «латреуейн», которое означает не только храмовое служение священников (Евр. 9:6). Так, весь израильский народ «совершал священное служение», причём, как сообщал апостол Павел, «ночью и днём», что наводит на аналогию с Откровением 7:15 (Деян. 7:7, 42; 26:7). Апостол Павел свою деятельность так же называл «священным служением» (Деян. 24:14).
Следует помнить, что священники могут совершать как "литургию", так и "лайтрею". Для примера: когда священник уходил из храма и дома учил детей, или ремонтировал дом, это было "лайтрея", как и простой израильтянин-пастух считался служащим Богу (Деян. 26:7) А возвращаясь к допущенным делам в Храме, священник выполнял "литургию".
Простые же израильтяне могли выполнять только служение "лайтрея", ведя обычной образ жизни, выполняя закон и принося жертвы. Так и «великое множество» может совершать только служение "лайтрея", к "литургии" они не допущены. В Откр 22:3-5, скорее показано, что вся жизнь 144000, будет священным служением ("лайтреей"), как и вся полностью жизнь всех существ Бога, является, в сущности, священным служением, ведь у каждого из них, кроме служения, есть еще своя частная жизнь.
4. Великое множество «выходит от великого бедствия» (Отк. 7:14), т.е. они пережили великую скорбь, не расстались с жизнью. В отличие от них, 144 000 в Отк. 14:4 названы «первыми плодами Богу и Агнцу», т.е. жертвой (греч. "апархе"). Они принесли свои жизни в жертву Богу (Сравните Отк. 6:11).
5. Только 144 000 отмечены печатью «живого Бога» как «рабы Бога» (Отк. 7:3). Однако «великое множество» не отмечено печатью и они не называются рабами. Обычно печать на Востоке указывала на принадлежность. Так эта печать показывает, что 144 000 принадлежат Богу. Что это может значить? Павел часто говорит о том, что христианин заПЕЧАТлен даром святого духа (Эф. 1:13; 4:30). Помазание святым духом является знаком того, что человек принадлежит Богу. Судя по всему, «великое множество» в видении Иоанна потому и не запечатлено печатью духа, что они не «помазанники».
6. Разный источник спасения: 144000 – потому что получили печать (Отк. 7:3,4), а "великое множество" - омыли одежды (Отк. 7:14).
7. Выражение в начале Откровения 7:9 «После этого» (в переводах НМ, Синодальный, Кассиана, Современный; «Потом» - Живой перевод), все-таки указывает на следующее действо в видении. Если же это не так, то представьте: ангел анонсирует Иоанну организованную группу, сформированную из 12 иудейских колен, с указанием количества каждой группы, а показывает огромную бессчетную толпу из всех народов. Иоанн умеет удивляться, в таком случае он бы наверняка «удивился удивлением великим» (Отк. 17:6).
Обсудим второй вопрос:
1. Общество придерживается точки зрения, что великое множество находится в самом «духовном храме», но конечно не во внутреннем, где служат священники, а во внешнем дворе. Т.е. уже не во дворе язычников, как считалось ранее. Было подчеркнуто, что слово «наос» «обычно относится к Святому святых, к зданию храма или ко всей территории храма. Иногда оно переводится как "святилище" (Матфея 27:5, 51; Луки 1:9, 21; Иоанна 2:20)». (См. «Вопросы читателей» 1.05.2002: В какой части храма Иеговы «великое множество людей» из видения Иоанна исполняет свое священное служение?).
Можно возразить, что, согласно Откровение 11:2, во внешнем дворе находятся язычники, которые попирают этот храм и соответственно будут уничтожены ВМЕСТЕ с внешним двором. Но скорее всего, «внешним двором» Иоанн здесь называет двор язычников, пристроенный к храму Иродом. Почему?
Во-первых, Иоанн сообщает, что этот двор «дан язычникам». В храме действительно был двор язычников, в который язычники могли войти, но за пределы которого они не могли выйти под страхом смертной казни. Так что никакой язычник в принципе не мог войти в настоящий внешний двор храма: ему запрещали это специальные надписи.
Во-вторых, в храме Соломона, Зоровавеля и в храме из видения Иезекииля не было двора язычников. Двор язычников пристроил к храму Зоровавеля Ирод в 17-18 г. до н.э. чтобы прославить себя и угодить Риму. Вот что говорится в «Еврейской энциклопедии» о дворе язычников: «Этот внешний двор, строго говоря, не был частью храма. Он располагался не на святом месте и был доступен для всех».
Собственно, именно на двор язычников и указывает Откровение 11:2 в Переводе Кассиана: «И двор, что вне храма, оставь вне, не измеряй его».
Потому кажется логичным, что двор язычников с его сомнительным происхождением, исключается из измерений и является местом противостояния народа Бога и противников. Внешний же двор был предусмотрен самим Богом в архитектурном плане храма Соломона (3 Цар. 7:12) и потому всегда будет играть важную роль в поклонении народа.
2. Согласно Откровения 22:4 те, у кого есть печати на челах, описаны как жители Иерусалима. Это значит, что все его "жители" должны быть запечатлены.
В то же время согласно Откровения 22:14 «омытие одежд» – пропуск в этот город. В таком случае следует задаться опросом: является ли «великое множество» жителями небесного Иерусалима? Видимо, нет. Почему?
Все измерения города указывают на 144000: стены высотой в 144 локтя (21:17); на 12 воротах города начертаны имена 12 племен Израиля (21:12). Поэтому уместно предположить, что жители города – 144000, которые и происходят «из каждого племени сыновей Израиля» (Отк. 7:4-8). Сами 144000 являются этим городом, ведь речь идет не о буквальных зданиях и стенах, а о людях, Невесте (жене) Христа. "Город", - это образное понятие.
Но что же получается, «великое множество» не имеет никакого отношения к этому городу? Имеет. Откровение об этом говорит так: «Народы будут ходить благодаря его [города] свету» и приносить в него свою славу и честь (Отк. 21:24, 26). Собственно, в любом мегаполисе есть жители и гости столицы.
Но как в таком случае понимать слова Иоанна: «После этого я посмотрел и увидел великое множество людей, которого никто не мог сосчитать. Эти люди были из всех наций, племён, народов и языков и стояли перед престолом и перед Ягнёнком»? (Отк. 7:9). Разве указание на то, что «великое множество людей… стояли перед престолом и перед Ягнёнком» не служит доказательством того, что и эта группа людей должна оказаться на небе? Нет, не служит.
Объяснение тому мы можем найти в книге «Откровение: его грандиозный апогей близок!» (стр. 123-124):
«Откуда мы знаем, что великое множество, «стоящее перед престолом», не находится на небе? В пользу этого имеется немало убедительных доказательств. Так, греческое слово, переведенное в этом стихе как «перед» (эно́пион), буквально означает «в поле видимости» и неоднократно используется применительно к находящимся на земле людям, которые стоят «перед» Иеговой, или в поле видимости Иеговы (1 Тимофею 5:21; 2 Тимофею 2:14; Римлянам 14:22; Галатам 1:20). Однажды, когда израильтяне были в пустыне, Моисей сказал Аарону: «Скажи всему обществу сынов Израилевых: предстаньте пред лицо Господа, ибо Он услышал ропот ваш» (Исход 16:9). Чтобы предстать перед Иеговой, израильтянам не нужно было переноситься на небо. (Сравните Левит 24:8.) Они стояли в поле зрения Иеговы прямо там, в пустыне, и внимание Иеговы было обращено на них.
Помимо этого мы читаем: «Когда придет Сын человеческий в славе своей... будут собраны перед ним все народы». Во время исполнения этого пророчества все человечество не будет находиться на небе. Не будут на небе и те, кто «пойдет... в вечную отрезанность» (Матфея 25:31—33, 41, 46). Люди стоят на земле в поле зрения Иисуса, и он обращает на них внимание, чтобы судить. В таком же смысле и великое множество находится «перед престолом и перед Агнцем», стоя в поле видимости Иеговы и назначенного им Царя, Христа Иисуса, который выносит им благоприятный приговор»
Тот же вопрос рассматривается и в книге «Объединены в поклонении единому истинному Богу» (стр.104):
«То, что оно „стоит пред престолом“ (по-гречески: эно́пион ту тро́ну в поле видимости престола), не требует от него пребывания на небе. Оно просто стоит «в поле видимости» или в поле зрения Бога, Который говорит нам, что Он видит с неба сынов человеческих (Откр. 7:9; Пс. 10:4; сравни Псалом 99:1, 2, также Луки 1:74, 75 и Деяния 10:33, Kingdom Interlinear). Точно так же не является необходимостью, чтобы «все народы» находились на небе, чтобы они, как это описано в Матфея 25:31, 32, могли бы быть собраны «пред» престолом Христа. То, что «великое множество людей, которого никто не мог перечесть» не может быть небесным классом, показывает и сравнение с Откровение 7:4—8 и 14:1—4, где объявляется точное число тех, которые будут взяты с земли на небо».
Таким образом, слова «[они] стояли перед престолом и перед Ягненком» не обязательно описывают местоположение. Само выражение «стоять» может означать, что их одобряют Сидящий на престоле и Ягненок. (Сравните Отк. 6:17; Лк. 21:36.) И чтобы быть «перед престолом» (греч. эно́пион ту тро́ну; букв.— «в поле видимости престола»), вовсе не обязательно быть на небе. Для этого можно просто находиться «в поле видимости» Бога, который, как он сам говорит, наблюдает с неба за сыновьями человеческими (Быт.5:22,24; 6:9; Иов.26:6; Пс.11:4; 22:29; 33:8,13-14; 139:7-11; Ис. 40:17,22; 66:22; Иер. 23:24; Мф. 25:31—33; Лк. 1:74, 75; Деян.10:33; 1Кор. 7:24). И это находится в полном согласии со словами Господа:
«Так говорит Иегова: "Небеса — мой престол, а земля — подножие для моих ног"» (Ис.66:1; Сравните Мф.5:34-35).
Дополнительным подтверждением тому является тот факт, что в книге Откровение 1:4 и 4:5 мы ещё раз встречаем ту же фразу «перед престолом» (эно́пион ту тро́ну), но уже применительно к «семи духам» и «семи огненным светильникам». Христос, говоря о светильниках, находящихся «перед престолом», говорит об Азийских церквях:
«Священная же тайна семи звёзд, которые ты видел на моей правой руке, и семи золотых светильников такова: семь звёзд — это ангелы семи собраний, а семь светильников — это семь собраний» (Отк. 1:20).
В частности о «светильнике» Эфесской церкви говорится:
«Поэтому вспомни, что́ у тебя было, но что́ ты утратил, раскайся и твори прежние дела. А если не раскаешься, то я приду к тебе и уберу твой светильник с его места» (Откр.2:5).
Данное место говорит о том, что хотя «светильник» (т.е. собрание) и присутствует "энопион ту трону" как будто бы на небе, он всё же находится на земле. В действительности же в этом нет никакого противоречия. Это лишь доказывает, что фраза "энопион ту трону" несёт в себе смысл "в поле видимости трона". Иначе, если бы «светильник» уже был на небе, Иисусу не было бы смысла предупреждать собрание словами «я приду к тебе». Зачем Христу надо «приходить», чтобы сдвинуть то, что и так находиться в его «правой руке»? (Откр.1:20). Понятно, что «светильник» (христианское собрание) "энопион ту трону" находился на земле, а не на небе.
Интересно ещё одно место из книги Откровение.
«"Я пошлю двух моих свидетелей, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, одетые в мешковину". Они представлены двумя маслинами и двумя светильниками и стоят перед Господом земли» (Отк. 11:3-4).
Как следует из дальнейших стихов, события, связанные с деятельностью «двух свидетелей», происходят на земле, среди ещё существующего неверного Богу человеческого общества. Но упомянутый выше 4-й стих гласит, что эти «два свидетеля» «представлены двумя маслинами и двумя светильниками и стоят перед Господом земли» ("энопион ту кириу"). Отсюда следует, что для пророческого Божьего Слова вполне допустимо представлять лица или события, происходящие на земле, в виде чего-то присутствующего близ самого Бога, «который на небе» (Мф.12:50). Так же и наоборот, как это видно из Откровения 14:1-4, где события на небе, описаны применительно к земной горе Сион (Сравните Евр.12:22). И поэтому нет причин удивляться тому, что Господь иногда описывает события, будь то земные или небесные, одинаково как происходящие перед его лицом или престолом. Ведь «так говорит Иегова: "Небеса — мой престол, а земля — подножие для моих ног"» (Ис.66:1; Мф.5:34-35).
По тому же принципу Библия описывает и воскрешенных Богом «мёртвых, великих и малых, стоящих перед престолом» ("энопион ту трону"), которые будут подвержены исправительному суду с дальнейшей перспективой «наследовать землю» (Отк.20:12; Мф.5:5).
К тому же следует признать, что «великое множество» упомянуто как то, что стоит «перед престолом», а не, например, «вокруг престола», как «двадцать четыре старейшины» с царскими золотыми венцами на головах (Отк.4:4). В любом случае то, что они все - как ангелы и «старейшины», так и «великое множество» - находятся вблизи престола, говорит о том, что эти личности признают власть Бога, поклоняются ему и являются его служителями. Служить же Богу можно как на небе, так и на земле, выполняя его волю и соблюдая его заповеди. Сам же престол в данном видении - это символ, символ присутствия Бога, символ его власти. Таким образом, стоящие перед престолом признают над собой власть сидящего на престоле.
Ввиду вышеперечисленного можно сделать вывод: в отличие от царственного священства 144 000 человек, «купленных от земли» и имеющих небесную надежду, «великое множество людей, которого никто не мог сосчитать…, из всех наций, племён, народов и языков» представляет собою то многочисленное число христиан, что будут спасены Господом и живыми «выйдут из великого бедствия» (Отк. 7:4-17; 14:3). Эти Божьи служители «находятся перед престолом Бога и день и ночь совершают ему священное служение в его храме», присутствуя в символическом внешнем дворе храма (Отк. 7:15). «Великое множество» воздаёт честь и хвалу Господу на земле, которая является «подножием ног» Бога (Мф. 5:35; Деян. 7:49). Они не имеют преимуществ небесного священства 144 000 помазанных христиан, как это и подчёркивает Библия словами, что «никто не мог выучить эту песню, кроме ста сорока четырёх тысяч, купленных от земли» (Отк. 14:3). Однако земные поклонники Иеговы день и ночь славят истинного Бога, как и написано:
«Восхваляйте Иегову с земли,
…
Цари земли и все племена,
Князья и все судьи земли,
Юноши и девушки,
Пожилые вместе с детьми.
Да восхваляют имя Иеговы,
Потому что имя его одного недосягаемо высоко.
Его величие превыше земли и неба»
(Псалом 148:7-13).
[img][/img]