автор 2cognition (УДАЛЕН) 2011-02-21, 23:38
Когда было «начало»?
Книга Бытие начинается простыми, но сильными словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие 1:1). Библеисты согласны с тем, что эти слова не относятся к действиям, происходившим в творческие «дни», описание которых начинается с 3-го стиха. Из этого следует важный вывод. Согласно этим первым словам Библии, вся Вселенная, включая нашу планету, уже существовала неопределенное время до начала творческих «дней».
Геологи утверждают, что возраст Земли исчисляется примерно четырьмя миллиардами лет, а возраст Вселенной, по подсчетам астрономов,— 15 миллиардов лет. Разве эти научные данные,— которые в будущем, возможно, станут еще более точными,— противоречат написанному в Бытии 1:1? Бесспорно, нет. Библия не указывает точный возраст «неба и земли». Поэтому наука не опровергает сказанное в этом библейском стихе.
Сколько длились творческие «дни»?
Какова же была продолжительность «дней» творения? Равнялся ли каждый из них 24 часам? Некоторые полагают, что, раз Моисей,— написавший книгу Бытие,— ссылался позднее на день, который следует за этими шестью творческими днями, как на основание для введения еженедельной субботы, значит, каждый из этих дней должен длиться 24 часа (Исход 20:11). Но согласуется ли это с тем, как процесс сотворения описан в книге Бытие?
Отнюдь нет. Древнееврейское слово, переведенное как «день», может означать различные периоды времени, не только равные 24 часам. Например, это же слово, переведенное как «время» в Бытии 2:4, Моисей использовал для описания всех творческих «дней» Бога, вместе взятых. Кроме того, во время своего первого творческого «дня» «назвал Бог свет днем, а тьму ночью» (Бытие 1:5). Здесь «днем» называется лишь часть 24-часового периода. Поэтому Библия не дает оснований для утверждения, что творческие «дни» были буквальными.
Сколько же на самом деле длились эти «дни»? В 1-й и 2-й главах книги Бытие речь идет о значительных по продолжительности периодах времени.
Бог создавал постепенно
Книгу Бытие Моисей писал на древнееврейском языке, причем с позиции земного наблюдателя. Это, а также то, что Вселенная к моменту начала творческих периодов, или «дней», уже существовала, во многом устраняет противоречия, связанные с библейским сообщением о сотворении. Почему можно так утверждать?
Из подробного рассмотрения первых двух глав книги Бытие следует, что события, начавшиеся в один «день», продолжались и в другие, последующие «дни». Например, к тому времени, как начался первый творческий «день», солнце уже было создано, но свет от него не достигал поверхности Земли, возможно, из-за плотной пелены облаков (Иов 38:9). Во время первого «дня» эта преграда становилась все более проницаемой, позволяя рассеянному свету пробиваться сквозь атмосферу.
Во второй «день» атмосфера, очевидно, продолжала расчищаться, поэтому между плотным слоем облаков и океаном появилось пространство. В четвертый «день» атмосфера постепенно стала такой прозрачной, что в небе появились солнце и луна (Бытие 1:14—16). Другими словами, солнце и луна стали видны с позиции земного наблюдателя. Все это происходило постепенно.
В сообщении, записанном в Бытии, также упоминается, что в пятый «день», по мере того как атмосфера расчищалась, стали появляться «птицы». Под древнееврейским словом, переведенным как «птицы», могут также подразумеваться летающие насекомые и животные с перепончатыми крыльями. Далее в Библии говорится, что в течение шестого «дня» Бог продолжал еще «образовывать из земли всех животных полевых и всех птиц небесных» (Бытие 2:19).
Библейское описание великих творческих дел, происходящих в каждом отдельном творческом «дне», или периоде, позволяет прийти к выводу, что эти дела могли совершаться не сразу, а постепенно, и, возможно, даже продолжались в течение последующих творческих «дней».