В чем состоит задача?
Говорить и читать так, чтобы слова и мысли плавно следовали друг за другом, чтобы речь не была прерывистой или слишком медленной. Человек, говорящий и читающий плавно, не запинается и не сбивается с мысли.
Чего нужно избегать.
Многие люди все время повторяют такие ненужные выражения, как «вот», «это», «это самое», или же практически после каждого предложения спрашивают «да?». Ты можешь даже не подозревать о том, насколько часто подобные присказки появляются и у тебя. Чтобы это проверить, можно провести такой эксперимент: пусть кто-то следит за тем, как ты говоришь, и всякий раз повторяет за тобой эти выражения. Результат может тебя удивить.
Еще одна привычка — постоянно возвращаться к уже сказанному. Как это происходит: человек начинает мысль, потом посередине прерывается и повторяет все, или почти все, сначала.
Некоторые люди говорят в нормальном темпе, но они начинают предложение с одного, а заканчивают совершенно другим. Они говорят без запинок, но из-за резких переходов от одной мысли к другой плавность страдает.
Как это исправить.
Если тебе приходится подолгу подбирать слова, нужно целенаправленно поработать над пополнением своего словарного запаса. Обращай внимание на все незнакомые слова в публикациях, которые ты, возможно, читаешь. Находи эти слова в словаре, проверяй их значение и произношение, нужные — запоминай. Если у тебя нет возможности пользоваться словарем, обращайся за помощью к тем, кто хорошо знает язык.
Большую пользу тебе принесет регулярное чтение вслух. Если встречаются трудные слова, произноси их вслух по нескольку раз.
Плавность чтения во многом зависит от понимания того, как связаны между собой слова в предложении. В большинстве случаев, чтобы передать мысль, заложенную автором, слова нужно читать не по отдельности, а целыми фразами. Постарайся разделить текст на такие смысловые отрезки; если хочешь, можешь даже как-нибудь их пометить. Твоя цель не просто грамотно прочитать слова, а передать нужные мысли. Проанализируй по очереди каждое предложение в абзаце. Постарайся хорошо понять, как развивается мысль. Теперь прочитай весь абзац вслух. Перечитывай его до тех пор, пока не будешь делать ни одной запинки и ни одной лишней паузы. После этого переходи к следующему абзацу.
Теперь можно попробовать увеличить темп. Если ты научился видеть связь слов в предложении, то у тебя должно получиться при чтении забегать глазами вперед и предугадывать развитие мысли. Это поможет тебе читать лучше.
Хорошим упражнением для тебя будет чтение без подготовки. Например, возьми за правило читать вслух библейские стихи из Библии. Старайся приучить себя охватывать взглядом целые фразы, то есть группы слов, выражающие законченные мысли, а не отдельные слова.
Плавность речи во время разговора требует того, чтобы мы заранее обдумывали, что собираемся сказать. Старайся следить за этим в своих повседневных разговорах. Подумай, какие мысли ты хотел бы высказать и в каком порядке, и только после этого начинай говорить. Не спеши. Старайся договаривать каждую мысль до конца, не прерываясь и не перескакивая с одной мысли на другую. Возможно, тебе будет легче говорить короткими простыми предложениями.
Если ты знаешь, что хочешь сказать, то слова найдутся сами собой. Обычно нам не нужно специально подбирать каждое слово. В целях подготовки лучше всего четко оформить мысль в уме, а о словах думать уже тогда, когда начнешь говорить. Таким образом, если ты сосредоточиваешься на мыслях, слова приходят автоматически и, поскольку мысли хорошо обдуманы, говорить тебе будет нетрудно. Но стоит переключиться с мыслей на слова, как речь тут же станет обрывистой. Практика сделает свое дело, и со временем плавность речи — качество, важное как для чтеца, так и для оратора,— станет характерной чертой твоих выступлений.
Говорить и читать так, чтобы слова и мысли плавно следовали друг за другом, чтобы речь не была прерывистой или слишком медленной. Человек, говорящий и читающий плавно, не запинается и не сбивается с мысли.
Чего нужно избегать.
Многие люди все время повторяют такие ненужные выражения, как «вот», «это», «это самое», или же практически после каждого предложения спрашивают «да?». Ты можешь даже не подозревать о том, насколько часто подобные присказки появляются и у тебя. Чтобы это проверить, можно провести такой эксперимент: пусть кто-то следит за тем, как ты говоришь, и всякий раз повторяет за тобой эти выражения. Результат может тебя удивить.
Еще одна привычка — постоянно возвращаться к уже сказанному. Как это происходит: человек начинает мысль, потом посередине прерывается и повторяет все, или почти все, сначала.
Некоторые люди говорят в нормальном темпе, но они начинают предложение с одного, а заканчивают совершенно другим. Они говорят без запинок, но из-за резких переходов от одной мысли к другой плавность страдает.
Как это исправить.
Если тебе приходится подолгу подбирать слова, нужно целенаправленно поработать над пополнением своего словарного запаса. Обращай внимание на все незнакомые слова в публикациях, которые ты, возможно, читаешь. Находи эти слова в словаре, проверяй их значение и произношение, нужные — запоминай. Если у тебя нет возможности пользоваться словарем, обращайся за помощью к тем, кто хорошо знает язык.
Большую пользу тебе принесет регулярное чтение вслух. Если встречаются трудные слова, произноси их вслух по нескольку раз.
Плавность чтения во многом зависит от понимания того, как связаны между собой слова в предложении. В большинстве случаев, чтобы передать мысль, заложенную автором, слова нужно читать не по отдельности, а целыми фразами. Постарайся разделить текст на такие смысловые отрезки; если хочешь, можешь даже как-нибудь их пометить. Твоя цель не просто грамотно прочитать слова, а передать нужные мысли. Проанализируй по очереди каждое предложение в абзаце. Постарайся хорошо понять, как развивается мысль. Теперь прочитай весь абзац вслух. Перечитывай его до тех пор, пока не будешь делать ни одной запинки и ни одной лишней паузы. После этого переходи к следующему абзацу.
Теперь можно попробовать увеличить темп. Если ты научился видеть связь слов в предложении, то у тебя должно получиться при чтении забегать глазами вперед и предугадывать развитие мысли. Это поможет тебе читать лучше.
Хорошим упражнением для тебя будет чтение без подготовки. Например, возьми за правило читать вслух библейские стихи из Библии. Старайся приучить себя охватывать взглядом целые фразы, то есть группы слов, выражающие законченные мысли, а не отдельные слова.
Плавность речи во время разговора требует того, чтобы мы заранее обдумывали, что собираемся сказать. Старайся следить за этим в своих повседневных разговорах. Подумай, какие мысли ты хотел бы высказать и в каком порядке, и только после этого начинай говорить. Не спеши. Старайся договаривать каждую мысль до конца, не прерываясь и не перескакивая с одной мысли на другую. Возможно, тебе будет легче говорить короткими простыми предложениями.
Если ты знаешь, что хочешь сказать, то слова найдутся сами собой. Обычно нам не нужно специально подбирать каждое слово. В целях подготовки лучше всего четко оформить мысль в уме, а о словах думать уже тогда, когда начнешь говорить. Таким образом, если ты сосредоточиваешься на мыслях, слова приходят автоматически и, поскольку мысли хорошо обдуманы, говорить тебе будет нетрудно. Но стоит переключиться с мыслей на слова, как речь тут же станет обрывистой. Практика сделает свое дело, и со временем плавность речи — качество, важное как для чтеца, так и для оратора,— станет характерной чертой твоих выступлений.