Изучение, и размышление помогают нам становиться зрелыми и быть среди тех, кто «через применение научили свое восприятие различать хорошее и плохое» (Евреям 5:14). Но довольно часто, и зрелые проявляют плохие качества лишь только потому, что их сердца, не расположены к добру.
Священное Писание говорит нам о сердце гораздо больше, чем о зрелости. О сердце речь чуть ли ни на каждой странице Библии, сердцу придается значение не только центрального органа чувств, но и важнейшего органа познания, органа мысли и восприятия духовных воздействий. И больше того сердце по Священному Писанию есть орган общения человека с Богом, а следовательно, оно есть орган высшего познания человека.
По Священному Писанию, роль сердца в области чувства. Оно "веселится" (Иер. 15,16; Есф. 1,10; Пс. 103,15; Пр. 15, 13,15; 17,22; Суд. 16,25), "радуется" (Плач Иер. 5,15; Пр. 27,9; Пр. 15,30; Ис. 66,14; Пс. 12,6; Пс. 15,9; Пр. 23,15; Екл. 2,10), "скорбит" (Пс. 12,3; Иер. 4,19; Пс. 24,17), "терзается" до того, что псалмопевец кричит (Иер. 4,19; 4 Цар. 6,11; Пс. 72,21), "рвется от злобы" (Деян. 7,54) и "горит трепетным предчувствием " (Лк. 24,32). Оно "негодует на Господа" (Пр. 19,3), "в нем гнездится гнев" (Еккл. 9,3), "прелюбодейная страсть" (Мф. 5,28), "зависть" (Иак. 3,14), "надменность" (Пр. 16,5), "смелость" и "страх" (Пс. 26,3; Лев 26,36), "нечистота похотей" (Рим. 1,24), его "сокрушают поношенья" (Пс. 68, 21). Но оно воспринимает и утешения (Филим. 7), способно к великому чувству упования на Бога (Пс. 27, 7; Пр. 3,5) и "сокрушению о грехах своих" (По. 33,19), может быть вместилищем "кротости и смирения" (Мф. 11,29).
Сердца, господствует над всеми помыслами душевными, оно дает нам возможность оценивать свое духовное состояние и различать дух света от духа тьмы.
"Сердце есть хранилище добра и зла" , - как сказал нам Господь Иисус Христос "Порождения ехиднины, как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит зло" (Мф. 12, 34,35).
И еще "Исходящее из уст - из сердца исходит, сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления" (Мф. 15, 1819).
Сердце предназначено не только для чувствования и для общения с Богом. Священное Писание свидетельствует, что оно есть и орган желания, источник воли, добрых и злых намерений.
"Придет Господь... и обнаружит сердечные намерения" (1 Кор. 4, 5).
"Излилось из сердца моего слово благое" (Пс. 44, 2).
"Он действовал от всего сердца своего" (2 Парал. 31, 21).
"Он пошел по пути своего сердца" (Ис.57, 17).
"Живет по уставу сердца своего" (Иер.13,10).
"Доколе не выполнит намерений сердца своего" (Иер. 23, 20).
"Сердце, кующее злые замыслы" (Пр. 6, 18).
"Сердце нечестивых жестоко" (Пр. 12, 10).
"В сердце у них зло" (Пс. 27, 3).
"Много замыслов в сердце у человека" (Притч. 19, 21).
С полной ясностью видно из этих текстов, что именно желаниями и стремлениями сердца определяется все поведение человека, выбор жизненного пути, чувствами и желаниями определяется и направление пути мышления. Сердце, по Священному Писанию, мыслит, размышляет и познает. Обратимся к тексту Библии:
"Но дал вам Господь сердца, чтобы разуметь" (Втор. 29, 4).
"Помышления сердца их были зло" (Быт. 6, 5).
"Рассеял надменных помышлениями сердца их" (Лк. 1, 51).
"Видя помышления сердца их" (Лк. 9, 47).
"Чтобы ты узнал помышления сердца твоего" (Дан. 2, 30).
"Изрекут... размышления сердца моего знание" (Пс. 48, 4).
"Человеку (принадлежит) помышление сердца" (Пр. 16, 1).
"Слово Божие... судит помышления и намерения сердечные" (Евр. 4, 12).
"Размыслите в сердцах ваших" (Пс. 4, 5).
"Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?" (Мф. 9, 4).
"Что вы помышляете в сердцах ваших?" (Лк. 5, 22).
"Помышляли в сердцах своих" (Мк. 2,6; Лк. 3, 15).
"В сердце всякого мудрого вложу мудрость" (Исх. 31, 6).
"Даруй же рабу твоему сердце разумное" (3 Пар. 3, 9).
"Мудрость войдет в сердце твое" (Пр. 2, 10).
"Не уразумели этого сердцем" (Ис. 42, 25).
"Вы знаете всем сердцем вашим" (И. Нав. 23, 14).
"Бродят мысли в сердце" (Пс. 72, 7).
"Мудрость почиет в сердце разумного" (Пр. 14, 33).
"Безумие в сердце их" (Еккл. 9, 3).
"Сердце легкомысленных будет уметь рассуждать" (Ис. 32, 4).
"Сердце глупого подобно разбитому сосуду и не удержит в себе никакого знания. Речей разумного будет искать в собрании и о словах его будут рассуждать в сердце" (Прем. Сир. 21, 17, 20).
"Он дал им (людям) язык и смысл, глаза и уши, и сердце для рассуждения" (Прем. Сир. 17, 5).
"Да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 35).
"Для чего такие мысли входят в сердца ваши?" (Лк. 24, 38).
Если можно говорить о помышлениях сердца, о том, что сердце служит средоточием и обиталищем мудрости, то, значит, в нем не только получают чувственное и волевое восполнение рождающиеся в мозгу мысли, и не только воспринимаются им экзогенные духовные воздействия, передающиеся в мозг, но в сердце эти восприятия так же рождают мысли, размышления как сенсорные восприятия служат импульсами и материалом для мыслительной деятельности мозга. Сердце, следовательно, - второй орган восприятия, познания и мысли. В нем рождается из этой деятельности познание и почивает в нем мудрость. Или, если сердце лишено Божией благодати и не воспринимает из мира трансцендентного внушения Духа истины и добра, а расположено к восприятию духа зла, лжи, гордости, то безумие рождается и обитает в нем.