Душа согласно Библии
.«Человек рассматривается в Библии как единое целое. Здесь ничего не говорится о бессмертной душе, запертой в тленное, греховное тело. [...] Встречая в Ветхом Завете слово „душа“, мы должны понимать, что там оно означает всего человека. [...] В Новом Завете слово „душа“ употребляется в сходном смысле и означает „человек“» (Библейская энциклопедия. М.: Российское библейское общество, 1996. С. 145).
«Слово nepeš [не́феш] в Ветхом Завете никогда не обозначает „бессмертную душу“, это просто жизненное начало или живое существо. Это можно видеть в стихах Быт. 1:20, 21, 24, где nepeš с прилагательным («живая») указывает на животных и переводится как „душа живая“. Тот же самый еврейский термин встречается затем в рассказе о сотворении человека в Быт. 2:7... [...] Слово nepeš с прилагательным „мертвый“ означает мертвого человека, труп (Чис. 6:6). [...] Еврейское мышление не допускает существование nepeš без тела. [...] В Новом Завете слову nepeš соответствует слово psyche [психе́]» (Евангельский словарь библейского богословия. СПб., 2000. С. 294—295).
«В[етхий] З[авет] не признает за д[ушой] самостоятельного существования вне тела. Ни один текст не говорит отчетливо о существовании д[уши] ни до рождения человека, ни после его смерти. [...] Слова д[уша] и тело... [в Новом Завете] всегда обозначают не разные „части“ человека, а всего человека в его различных аспектах» (Католическая энциклопедия. М., 2002. Т. 1. Стб. 1729—1730).
Может ли человеческая душа умереть?
Иез. 18:4: «Все души принадлежат мне. Как душа отца, так и душа сына принадлежат мне. Душа*, которая грешит, та умрет». (*Евр. не́феш. В СП, ПАМ, Тх — «душа». В СоП: «Тот, кто грешит, тот и умрет».)
Матф. 10:28: «Не бойтесь тех, кто убивает тело, но не может убить душу [жизнь], а лучше бойтесь того, кто может погубить в геенне и душу* и тело». (*Словом «душа» здесь переведена форма винительного падежа греческого слова психе́. В СП, СоП, РВ, СмП, ПЕК, СРП, ВоП тоже стоит слово «душа».)
Деян. 3:23: «Всякая душа [греч. психе́], которая не послушает того Пророка, будет истреблена из народа».
Есть ли разница между душой и духом?
Эккл. 12:7: «Тогда прах возвратится в землю, где он и был, а дух [жизненная сила; евр. ру́ах] возвратится к истинному Богу, который его дал». (Заметьте, что словом «дух» переведено еврейское слово ру́ах, а не слово не́феш, которое переводится как душа. Сказанное здесь не означает, что после смерти человека дух в буквальном смысле летит через пространство к Богу. Смысл этого стиха в том, что теперь всякая надежда на будущую жизнь для человека зависит от Бога. У людей, как и у животных, один конец. Как одни умирают, так умирают и другие. У всех один дух [евр. ру́ах]». (Значит, как у людей, так и у животных один и тот же дух — ру́ах.
Евр. 4:12: «Слово Бога живо и действенно и острее всякого обоюдоострого меча, оно проникает настолько глубоко, что разделяет душу [греч. психе́с] и дух [греч. пне́уматос], суставы и костный мозг, и распознает мысли и намерения сердца». (Обрати внимание, что для слов «душа» и «дух» используются разные греческие слова.)
Что происходит, когда дух покидает тело?
Пс. 146:4: «Выходит дух [форма еврейского слова ру́ах] его, и он возвращается в свою землю. В тот день исчезают его мысли». (Когда дух человека покидает тело, всякая мыслительная деятельность прекращается, а значит, под духом не подразумевается некая субстанция, которая продолжает жить после смерти тела. Смотри также Псалом 104:29.)
Исследовав, каким образом в Библии используются слова «душа» и «души», ты увидишь, что чаще всего они означают
1) людей,
2) животных, а также
3) жизнь людей или животных. Давай рассмотрим библейские стихи, из которых видно, что слово «душа» употребляется в этих трех значениях.
Люди. «Во дни Ноя... немногие, то есть восемь душ, были спасены через воды» (1 Петра 3:20). Под словом «души» в этом стихе, несомненно, подразумеваются люди: Ной, его жена, три его сына и их жены. В Исходе 16:16, где записаны повеления о манне, которые Бог дал израильтянам, говорится: «Собирайте... [манну] каждый... по числу душ, сколько у кого в шатре». Как видно, нужно было собирать манну по количеству человек в каждой семье. Другие примеры того, что слова «душа» и «души» в Библии означают человека или группу людей, можно найти в Бытии 46:18; Иисуса Навина 11:11; Деяниях 27:37 и Римлянам 13:1.
Животные. Вот как Библия описывает сотворение животных: «Сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Бытие 1:20, 24). Как видно из этих стихов, водные, домашние и дикие животные тоже «души». Птицы и животные называются «душами» также в Бытии 9:10 и Числах 31:28.
Жизнь человека.
Иногда под словом «душа» подразумевается жизнь человека. Иегова сказал Моисею: «Умерли все, искавшие души твоей» (Исход 4:19). Чего искали враги Моисея? Они хотели лишить его жизни. Когда Рахиль мучилась при родах своего сына Вениамина, «выходила из нее душа, ибо она умирала» (Бытие 35:16—19). В тот момент жизнь Рахили оборвалась. А вот что однажды сказал Иисус: «Я — пастырь добрый; пастырь добрый отдает душу свою за овец» (Иоанна 10:11). Иисус отдал свою душу, или жизнь, за человечество. Во всех этих библейских стихах под словом «душа» подразумевается жизнь человека. Слово «душа» употребляется в этом значении также в 3 Царств 17:17—23; Матфея 10:39; Иоанна 15:13 и Деяниях 20:10.
Дальнейшее изучение Слова Бога поможет тебе убедиться в том, что душа в Библии никогда не называется бессмертной или вечной. Напротив, как показывает Священное Писание, душа смертна, а значит, она умирает (Иезекииль 18:4, 20). Кроме того, в Библии также встречается выражение «души мертвые» (Левит 21:11,
ЧТО ТАКОЕ ДУХ
Теперь давай рассмотрим, что такое дух согласно Библии. Некоторые думают, что дух и душа — одно и то же. Однако это не так. Из Библии ясно видно, что это совершенно разные понятия. Чем они отличаются?
В первоначальном тексте Библии понятие «дух» передано еврейским словом ру́ах и греческим — пне́вма. Значение этих слов раскрывается в самом Священном Писании. Вот что, например, говорится об Иегове в Псалме 103:29: «Отнимешь дух [ру́ах] их — умирают и в персть свою возвращаются». А в Иакова 2:26 сказано, что «тело без духа [пне́вма] мертво». Как видно из этих стихов, дух — это то, что оживляет тело. Без духа тело мертво. Поэтому еврейское слово ру́ах в Библии переводится не только как «дух», но и как «сила» — жизненная сила. Бог сказал Ною: «Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух [ру́ах] жизни, под небесами» (Бытие 6:17; 7:15, 22). Значит, дух — это невидимая сила (искра жизни), которая поддерживает жизнь всех живых созданий.
Душа и дух — не одно и то же. Дух необходим для жизни тела, как электричество для электроприбора. Представь себе переносной радиоприемник. Чтобы он заработал, в него нужно вставить батарейки — источник питания. Без батареек такой радиоприемник работать не будет. Это можно также проиллюстрировать на примере радио, работающего от сети. Дух — это сила, которая поддерживает жизнь тела. Как и электричество, дух не обладает чувствами и разумом. Это безличная сила. Однако без духа, или жизненной силы, люди, по словам псалмопевца, «умирают и в персть свою возвращаются».[/b]
О том, что происходит, когда человек умирает, в Екклесиасте 12:7 говорится: «Возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его». Когда дух, или жизненная сила, покидает тело, оно умирает и возвращается в землю, из которой было взято. Подобным образом, жизненная сила возвращается к тому, кто ее дал,— к Богу (Иов 34:14, 15; Псалом 35:10). Это не означает, что жизненная сила буквально уходит на небо. Она возвращается к Богу в том смысле, что только Иегова может вернуть жизнь умершему человеку. Образно говоря, его жизнь находится в руках Бога. Ведь только Бог с помощью своей силы может вернуть дух, или оживить человека.
Как же утешительно знать, что Бог вернет к жизни «всех находящихся в памятных склепах»! (Иоанна 5:28, 29). При воскресении Иегова даст им новое тело и оживит их, вдохнув в них жизненную силу, или дух. Каким же прекрасным будет это время