Алексей Мирецкий. Выступление в прениях 18.09.2019 в Ленинском районном суде г. Саратова по уголовному делу по обвинению шестерых Свидетелей Иеговы по ст. 282.2 УК РФ.
Дорогие друзья, свое выступление в прениях хочу начать словами Бориса Пастернака, которые очень близки мне по духу, которыми я руководствуюсь в своей жизни, которые отражают моё мышление:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
В своё время поиск сути, первопричины, привёл меня к вере в Бога, меня, атеиста, воспитанного в лингвистической семье в пионерских традициях. Сегодня поиск привёл меня на скамью подсудимых. И вот уже шестнадцатый месяц я пытаюсь докопаться до сути, что же такого я сделал, что сегодня меня обвиняют в совершении тяжкого преступления, умышленного, преступления экстремистской направленности, против конституционного строя России и безопасности российского государства? В поисках сути я обратился к уголовному законодательству, уголовно-процессуальному законодательству. Решил узнать, а что же вообще является преступлением в Российской Федерации.
Статья 14 Уголовного Кодекса гласит: преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. В пункте 2 этой статьи говорится: не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
Ваша честь, я вдоль и поперек изучил 29 томов нашего уголовного дела, 100 с лишним страниц обвинительного заключения, внимательно слушал свидетелей, государственного обвинителя на многочасовых судебных заседаниях и я не услышал вообще ни одного слова, в чём состоит общественная опасность моих действий в тех материалах, вещественных доказательствах, которые представлены обвинением, кто от этого страдает, кто потерпевший, кому это опасно, в чём. За всё это время я понял только одно, что меня обвиняют лишь в том, что я исповедую религию Свидетелей Иеговы. Сегодня государственный обвинитель, выступая в прениях, наглядно показал, что это действительно так, зачитывая суть обвинительного заключения, составленного следователем, постоянно упоминались детали, как «являлся Свидетелем Иеговы», «Свидетель Иеговы» во многих доказательствах. Именно в этом государственный обвинитель видит наше преступление. Когда говорит, что надо уничтожить приобщенную в качестве вещественных доказательств, всю литературу, содержащую вероучения Свидетелей Иеговы, то государственный обвинитель принимает на себя ответственность за идеологический запрет, которую не принял на себя Верховный Суд Российской Федерации, не подтвердил Президент Российской Федерации, Администрация Президента, не подтвердило Правительство Российской Федерации в своих ответах Европейскому Суду. Мы очень много слышали здесь доказательств что идеология, вероучения Свидетелей Иеговы не запрещены в России, но по каким-то причинам прокуратура Саратовской области считает, что даже книги, которые содержат это вероучение, нужно истребить, как 13 июня …говорили, что нас всех нужно истребить. Таким образом, по мнению стороны обвинения, которое я считаю ошибочным, суть моего преступления состоит в исповедании якобы запрещенной религии Свидетелей Иеговы. Но на самом ли деле она запрещена? Нет. Это было убедительно доказано в ходе судебного следствия, в частности, это было подтверждено даже свидетелем обвинения Иванова Е.М, свидетелем защиты – доктором наук Иваненко С.И., показаниями нас, подсудимых, имеющимся в материалах дела решением Верховного Суда от 20.04., определением апелляционной коллегии Верховного Суда от 17 июля. Кроме того, результаты (?), которые еще пока не приводились, Уполномоченный по правам человека Российской Федерации Татьяна Москалькова, комментируя несправедливый приговор против Свидетелей Иеговы, заявила 12 июня 2019 года, совсем недавно: «Это событие заставляет задуматься о наличии коллизии между конституционным правом исповедовать свою религию индивидуально или совместно с другими и признаками экстремистской деятельности, указанными в статье 282.2 УК РФ. В заявлении Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека от 20 июня 2018 г. говорится: «Данное решение Верховного Суда содержит исчерпывающий перечень юридических лиц, подлежащих ликвидации, в то же время решение суда не содержит выводов о запрете религии Свидетелей Иеговы как таковой». Религию Свидетелей Иеговы не запрещено исповедовать без образования юридического лица, то есть после ликвидации юридических лиц.
Свидетели Иеговы проживают на территории России больше 100 лет и большую часть этого времени они исповедуют свою веру без тех организаций, которые появились лишь в конце 90-х годов согласно закону «О свободе совести» и просуществовали менее 10 лет (моя справка, М.С., регистрация была в Российской империи в 1913 г., в СССР – в 1991 г., перерегистрация в 1999 г.). Наличие или отсутствие таких организаций не означает запрет целых религий и, тем более, не дает оснований для уголовного преследования граждан за убеждения. Возможно ли запретить людей, убеждения, мысли? Это и невозможно и недопустимо. Такое решение было бы дискриминационным и антиконституционным.
Компанию преследования верующих единодушно осудили такие авторитетные организации как Организация Объединенных Наций, Совет Европы, ОБСЕ, Европейский Союз, европейские страны как Германия и США, большое число международных организаций и правозащитников Российской Федерации, общеизвестных деятелей культуры, журналистов… Кстати удивлён тем, что после решения Верховного Суда в средствах массовой информации стало гораздо больше выходить положительных публикаций о Свидетелях Иеговы в защиту прав Свидетелей Иеговы. Раньше многие к нам относились негативно, сейчас ввиду такого преследования многие мыслящие люди Российской Федерации настроены защищать права Свидетелей Иеговы.
Хочу отдать должное органам дознания и предварительного следствия, они с маниакальным упорством собирали доказательства того, что я и другие подсудимые исповедуем религию Свидетелей Иеговы, как мы видим, глядя на стол председательствующего судьи, не успели еще вещественные доказательства вынести. Создается впечатление, что какие вопросы, столько материалов, столько доказательств, государственный обвинитель просто цитирует… своим желанием перечислить все изъятые книги создать у суда впечатление, что доказательств много. Но мне во всём хочется дойти до самой сути. Мне присуще логическое мышление, я привык, что между следствием и причиной всегда должна быть связь. Если мы в чём-то обвиняем человека, приводим доказательства, то должно быть понятно, что это доказательство доказывает обвинение. На самом деле наше обвинительное заключение, оглашал государственный обвинитель, состоит из массива обвинений и массива доказательств, никак не связанных друг с другом. Мы не слышали, что государственный обвинитель цитирует со слов следователя то, что происходило 16, 17 декабря, говорит: вот смотрите, фраза страшная, экстремистская, вот в этом они виноваты или вот смотрите, они говорят про местную религиозную организацию Свидетелей Иеговы города Саратова, давайте вот эту книжку прочитаем, там что-то написано. Само обвинение даже не захотело исследовать вещественные доказательства, материалы дела, слушать аудио-видеозаписи, потому что знает, что там нет ни капли экстремизма, нет ни одной связи с местной религиозной организацией Свидетелей Иеговы г. Саратова. Просто голословно называются и перечисляются различные якобы доказательства. Я хочу у всех присутствующих спросить, у вас ваша честь, спросить, было ли вам страшно, когда государственный обвинитель зачитывал цитаты из того, что происходило на собрании 16 и 17 декабря, что люди призывают к свержению конституционного строя, то это опасные высказывания, что этих людей нужно лишить свободы на 6 или 7 лет? Мне лично было смешно от того, что там звучали такие слова, как «нужно проявлять смирение, нужно проявлять любовь, доброту, нужно побуждать других к добрым делам» - и это мы называем преступлением и экстремизмом. Я думаю, что уважаемый суд имел возможность убедиться, что все собранные доказательства не отвечают требованиям допустимости, относимости, достоверности, достаточности применительно к существу предъявленного обвинения. Вся их суть базируется на одном, неверно истолкованном положении федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», много говорил уже об этом защитник Леонтьев, я хочу еще обратить внимание. Есть такая фраза, на которой всё построено в обвинительном заключении, что якобы в силу требований п. 1 статьи 6 и пункта 1 статьи 8 федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» местная религиозная организация в г. Саратове являлась религиозным объединением всех лиц из числа последователей религиозного учения Свидетелей Иеговы, проживающих на территории г. Саратова.
Давайте вместе прочитаем этот закон, на который ссылается следствие и который поддерживает прокуратура Саратовской области.
Статья 6:
Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
вероисповедание;
совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Идет ли здесь речь о местных религиозных организациях? Нет, ваша честь, здесь говорится о религиозных объединениях. А являются ли местные религиозные организации единственной формой религиозного объединения?
Читаем пункт 2 той же самой статьи, который следствием умышленно не упоминается, пункт 2 гласит:
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
То есть уже налицо ложность утверждения, что все лица, исповедующие ту или иную религию, обязаны быть членами местной религиозной организации, которая существует на территории муниципального образования.
Читаем теперь статью 8 пункт 1, на который ссылается следствие:
Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации и т.д. Ключевое слово «добровольное». Таким образом, данное положение закона не обязывает верующих вступать в местную религиозную организацию или иное религиозное объединение. В своем заключении специалист-религиовед Иваненко четко показал, что большинство верующих Свидетелей Иеговы не являлись членами местных религиозных организаций, к этому их не обязывал ни закон, ни внутренние конфессиональные установления.
Ваша честь, своей религиозной принадлежности я никогда не отрицал и сейчас не отрицаю. Для того, чтобы это доказать, следствию не надо было пугать меня и мою жену обысками и почти год проводить следственные действия. Я Свидетель Иеговы по своему вероисповеданию с 1995 г., скоро это уже четверть века, и я не вижу в этом состав преступления.
Мы живём в демократическом государстве, где каждому гражданину гарантирована свобода совести. Мне не известно о каких-либо законодательных или судебных актах, запрещающих мою религию. Сторона обвинения в ходе процесса не представила таких решений.
Меня обвиняют в умышленном совершении преступления. Был ли у меня умысел на продолжение деятельности религиозных организаций вопреки решению Верховного Суда? Нет, ваша честь. Подтвержу своё утверждение не собственными словами, а доказательствами стороны обвинения. В томе 1, лист дела 213 в экспертном исследовании есть такой фрагмент, цитирую: «при этом организаторы избегают прямого упоминания того факта, что организация Свидетелей Иеговы на территории России признана экстремистской, а ее деятельность запрещена, вместо этого используются выражения «в нынешних условиях», «в новых обстоятельствах», «в сегодняшних обстоятельствах», «непростая ситуация»».
Почему, ваша честь, верующие не упоминали, что организация Свидетелей Иеговы запрещена? Потому что это неправда. Во-первых, нет и не существовало ранее юридического лица с таким названием. Во-вторых, нам было известно, что экстремистскими признаны конкретные юридические лица, а не религиозная конфессия, не всемирная организация – все верующие мира, объединенные религией Свидетелей Иеговы, ни организация Иеговы. Выводы эксперта как раз доказывают, что мы не имели умысла на совершение преступления, а были уверены в том, что не совершаем такого преступления, при этом осознавая, что можем из-за неправильного понимания третьими лицами действующего законодательства и игнорирования ими гарантий, предусмотренных статьей 28 Конституции, подвергнуться религиозной дискриминации, в связи с чем проявляли осторожность.
Может быть, доказательства моей вины кроются в моих верованиях, которые содержатся, в том числе, в изъятых у меня публикациях, которые гособвинение предлагает уничтожить, имеющихся в материалах дела? То во что я верю, ваша честь, и каким именно образом я исповедую свою веру, не представляет никакой угрозы для основ конституционного строя и безопасности государства. Судите сами. Я верю, что Бог един, что Он является реальной личностью, его имя Иегова. Я верю, что Иисус Христос – сын Бога, который отдал свою человеческую жизнь в качестве выкупа за грехи каждого человека, независимо от его расы, национальности и вероисповедания. Я верю, что Иегова Бог воскресил Иисуса Христа и назначил его царем Божьего Царства или правительства, которое уже правит в небесной сфере, а в скором времени будет править и на земле как на небе, как об этом молятся все христиане по всему миру. Я верю, что это Царство будет установлено Богом Иеговой без вмешательства людей, в том числе без моего вмешательства, и установит на земле райские условия: не будет войн, преступности, терроризма, голода, болезней и смерти; и людям ничего не будет угрожать, даже дикие животные, люди будут жить на земле вечно в гармонии с Создателем, друг с другом, с природой. Я верю, что получить вечное спасение и жить в раю на земле может каждый человек, который проявит веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Я убеждён, что мой долг перед Богом и людьми проповедовать добрую весть об этом всем людям пока еще есть время. Я также верю, что пока Бог не установил на земле свое Царство, Он допускает на земле человеческие правительства, к которым я должен относиться с уважением, не сопротивляться и соблюдать их законы. Что из этого, ваша честь, представляет угрозу для основ конституционного строя и безопасности российского государства? Что из этого является экстремизмом? Что из этого является противоправной деятельностью, в которой меня обвиняют? Прошу ваша честь дать в приговоре все ответы на вопросы, которые меня волнуют очень долгое время.
Может быть, в других письменных материалах дела, многочисленных электронных и бумажных каких-то имеются доказательства нашей общественной опасности? Приведу лишь три небольшие цитаты. Том 10, страница 57, эти материалы оглашались гособвинением: «В 1-ом Иоанна 4:8 говорится, что Бог есть любовь. О Божьей любви свидетельствует не только то, что Он создал, но и Его Слово – Библия... Она дает практические советы, которые положительно влияют на наше здоровье и помогают быть уравновешенными в разных областях жизни и в отношениях с людьми. Она побуждает любить других и относиться к ним с тактом и добротой. «Итак, во всём поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами, потому что в этом закон и пророки»».
Том 15, страница 32: «Когда кто-то приветливо вам улыбается, скорее всего, вам хочется улыбнуться в ответ. На душе становится светлее. Искренняя улыбка даже незнакомого человека заразительна и поднимает настроение. Когда вы улыбаетесь, это идет на пользу и вам самим. Исследования показывают, что улыбка придает уверенности в себе, поднимает настроение и уменьшает стресс. Хмурое же выражение лица имеет противоположный эффект. Возможно, вы скажете, что причин улыбаться, у вас не так много. Ну, подумайте вот о чём: чувствам обычно предшествуют мысли. В Притчи 17:22 сказано: «Радостное сердце благотворно как лекарство, а пораженный дух иссушает кости». Поэтому как бы трудно вам не было, старайтесь думать о чём-то положительном, приятном. Многим в этом помогли молитвы и чтение Библии. Попробуйте читать хотя бы одну или две страницы Библии каждый день, кто знает, может быть, у вас появится больше поводов улыбаться. Не дожидайтесь, пока кто-то улыбнется вам первым, дарите улыбку, а вместе с ней и хорошее настроение». Я благодарен органам следствия, что они включили этот фрагмент в материалы дела, я вот только не понимаю, как он связан с экстремизмом и деятельностью запрещенных организаций.
И совсем короткий фрагмент, том 15, страница 73: «Библия дает простое, но практичное руководство во всех областях нашей жизни. Вот некоторые советы: поддерживайте хорошие отношения с другими; во всём поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами; кто ведет среди вас как меньший, тот и велик; будьте гостеприимны». Очень страшно, правда? (Смех в зале).
Мы видим, что эти материалы так же далеки от экстремизма, как коммунизм от капитализма. Это касается всех имеющихся в деле религиозных материалов, в том числе которые, по мнению гособвинителя, подлежат уничтожению. Видимо, в Российской Федерации, может быть, запрещено… я не знаю, что. Может быть, в ходе обысков следственный орган добыл какие-то неопровержимые доказательства моей причастности к деятельности местной религиозной организации Свидетелей Иеговы в Саратове до или после её ликвидации? Никак нет, ваша честь. Много из изъятого мне было возвращено следователем Ефимовым, за что ему большое спасибо. Но в связи с этим не понятно, зачем гособвинитель зачитывал весь список предметов изъятых у меня, но большая часть которых не приобщена в качестве вещественных доказательств и не исследовалась в суде. Не менее интересно, что доказывают предметы, признанные следствием вещественными доказательствами? Приобщены к делу Библия, религиозные и художественные книги разных христианских конфессий, не имеющие отношения к религии Свидетелей Иеговы. Даже если их взять в доход государства, какая-то польза будет. Что они доказывают? Приобщены также публикации, изданные не запрещенным в России иностранным издательством «Общество сторожевой Башни, Библий и Трактатов», не включенные в Федеральный список экстремистских материалов. В ходе осмотра некоторых книг, а также из протокола осмотра видно, что эти книги не имеют никаких признаков принадлежности к «Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы г. Саратова» либо к какой-либо другой запрещенной организации. То же самое можно сказать о так называемых урнах для сбора денежных средств, было в обвинительном заключении, что они доказывают? Насколько я как экономист разбираюсь в бухгалтерском учете, у юридического лица нет такого атрибута как «урна для сбора средств» или «ящик для пожертвований». Отличие юридического лица от лица физического есть наличие расчетного счета, но никак не ящиков для пожертвований. А имели право физические лица, как говорят в народе, сбрасываться деньгами для удовлетворения собственных нужд, связанных с духовными потребностями или им это запрещено, раз они все исповедуют одну и ту же религию? Вот если бы исповедовали разные религии, тогда было бы можно. Можно ли назвать такую позицию соответствующей закону, да и вообще общим условиям человеческого существования? Я уже не говорю о том, что следствие не озадачивалось оценкой изымаемых предметов с точки зрения вменяемого периода преступления. Ни одного предмета, имеющего датировку после 20 апреля 2017 года у меня не найдено и не изъято. В связи с этим, ваша честь, прошу в свой приговор включить решение о возврате мне всех взятых у меня предметов, не изъятых из гражданского оборота, особенно прошу вернуть мне коллекцию Библий, которые я собирал многие годы.
Что подтверждают результаты оперативно-розыскных мероприятий, так называемых ОРН? Материалы прослушивания телефонных переговоров не содержат никаких ссылок на деятельность местной религиозной организации. Это видно из содержания самих переговоров и также из исследовательской части заключения эксперта. Видеозапись мероприятий 16,17 декабря 2017 г. не содержит каких-либо признаков организации деятельности запрещенных организаций, это чётко видно из заключения религиоведа Иваненко. Выводы эксперта-лингвиста Бердниковой, о которых уже упоминалось, никак не соотносятся с исследовательской частью экспертизы, не могут быть положены в основу приговора по той причине, что не в компетенции лингвиста определять принадлежность лиц к той или иной организации. Разные примеры приводились, приведу пример: допустим, эксперту-лингвисту дают прослушать запись, на которой несколько человек, о которых известно, что они проживают в Ленинском районе города Саратова, упоминают слово «суд» и говорят о судебных вопросах, судебной деятельности, судебном разбирательстве. Может эксперт-лингвист достоверно на основании этих разговоров установить, что все эти люди или кто-то из них являются работниками Ленинского районного суда? Если такой вывод сделает лингвист, то Ленинский районный суд… потому что это будет профанация, а не экспертиза. Аналогичным образом, упоминание об «организации Свидетелей Иеговы», которое является общим выражением, не привязанным к юридическому лицу, тем более, просто упоминание имени «Иегова» никоим образом не доказывает принадлежность людей к тому или иному юридическому лицу.
Может быть, показания свидетелей, которых мы слышали в судебном следствии как-то доказали мою причастность к преступлению, мою вину в умышленном совершении преступления или общественную опасность моих действий? Отнюдь. Мы слышали свидетеля Иванова, которого допрашивали, к сожалению, государственный обвинитель задавал вопросы не о запрещенных организациях, в основном, о некой организации Свидетелей Иеговы, о которой идет речь в материалах дела, которой на самом деле не существует. Таким образом, суд, допрашиваемый свидетель и присутствующие были введены в заблуждение. Сам Иванов показал, что о деятельности местной религиозной организации ему ничего не известно. По его ответам было видно, что он не разбирается в правовых вопросах и путает понятия «юридического лица» и «религиозной конфессии». Даже его протокол допроса, который был составлен следователем, там говорилось, что когда он исследовал предъявленные ему стенограммы заседаний 16,17 декабря, он установил, что речь идет об организации Свидетелей Иеговы, сказано: по всей видимости, «Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы города Саратова». Это не научный какой-то вывод, а видимость, ему так виделось, показалось. Может это быть положено в основу обвинения, обвинительного приговора? Очевидно, что нет. Впоследствии недостоверные показания свидетеля Иванова были опровергнуты доктором наук Иваненко С.И. Кроме того, свидетель Иванов отказался отвечать на вопрос, как он лично относится к религии Свидетелей Иеговы, что может говорить о его предвзятости, заинтересованности в исходе дела. Короткий фрагмент его допроса: адвокат Степнов спрашивает: «Еще раз скажите, пожалуйста, ели, допустим, вы верующий человек, ваша вера может воздействовать на ваше восприятие какой-либо другой религии?». Ответ свидетеля Иванова: «Конечно, может». Это говорит о его предвзятости. Основной источник, на котором он основывал показания, работы господина Дворкина автора книг по сектоведению о тоталитарных сектах. Религиовед Иваненко показал наглядно, что господин Дворкин не является ученым, религиоведом… Есть цитата из его книги, из неё явно видно, что он основывается не на научном подходе, а на апологетике определенной конфессии, с позиции религиозной конфессии осуждает все другие конфессии. Приведенный из его книги отрывок подтверждает то обстоятельство, что подход, при котором каждая религия исходит из своей истинности, является общим для всех верований и не может рассматриваться как проявление признаков экстремизма. Иванов в тоже время подтвердил отсутствие в моих действиях и других подсудимых состава преступления, К примеру, можно рассмотреть указание о том, что у Свидетелей Иеговы теократический принцип управления. «Теократия» в переводе с греческого означает власть Бога. Это подтверждает, что верующие не подчиняются каким-то людям или органам управления юридических лиц, они следуют указаниям самого Бога исходящим из Его Слова – Библии. Отвечая на вопрос прокурора: по отношению к государству как эта данная организация, Иванов пояснил: «Они никогда не протестуют против властей». Это дополнительно подтверждает, что для лиц исповедующих религию Свидетелей Иеговы немыслимо заниматься подрывом конституционного строя. Отвечая на вопрос прокурора: вовлечение адептов, поясните, пожалуйста, они каким образом обосновывают, что именно данную религию необходимо исповедовать в России и других странах, чем они обусловливают это, Иванов пояснил: «Стоят на тех позициях, на которых стоял сам Иисус Христос, апостолы, ранние христиане». Известно, что Иисус Христос и его апостолы никогда не призывали к подрыву действующего государственного строя. Так Иисус сказал: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божье – Богу», или «Возврати меч свой в его место, ибо все взявшие меч мечом погибнут», апостол Павел записал: «Всякая душа, да будет покорна высшим властям». Отвечая на вопрос защитника Никитина: скажите, пожалуйста, могут ли лица, которые исповедуют вероучение Свидетелей Иеговы, исповедовать данную религию в одиночку, свидетель Иванов ответил: «Я думаю, нет». Это подтверждает, что исповедание религии Свидетелей Иеговы в любом случае подразумевает совместные действия с единоверцами и соответственно совместное поклонение Богу, выражающееся в исполнении духовных песен, обсуждении библейских текстов, молитвах и являются способом реализации права, предоставленного статьей 28 Конституции Российской Федерации. Адвокат Котов спрашивает: «Тогда у меня возникает следующий вопрос: религия Свидетелей Иеговы запрещена?» Свидетель Иванов: Ну, как таковая религия, наверно, на мой взгляд, - нет». Утверждает, что она не запрещена.
Ваша честь, лично вы установили, благодаря показаниям свидетеля Иванова, мирный характер нашей религии. Позволю себе вас процитировать из аудиозаписи заседаний: «Неоднократно повторял свидетель о том, что это мирное учение. Насколько я помню, вы лояльны к государственной власти. Причем, насколько я помню, вы говорили о том, что в части какого-то взрыва никто из участников никогда не высказывался, в том числе это касаемо и актов насилия». На мой вопрос: «Если какой-нибудь Свидетель Иеговы был замешан в насилии, остался бы он Свидетелем Иеговы?». Иванов ответил: «Нет». Экстремистская деятельность прямо или косвенно связана с насилием, с призывами к нему, с возбуждением ненависти. Таким образом, свидетель подтвердил, что такая деятельность не совместима с исповеданием религии Свидетелей Иеговы. Защитник Леонтьев А.Е. подробно расспрашивал свидетеля Иванова о каждом признаке экстремизма, предусмотренном законодательством, на все вопросы он ответил нет, они не присущи Свидетелям Иеговы.
Еще чуть совсем (в зале смех). Свидетель Завьялов что-то сказал, показал, что в собрании верующих не было какой-то жесткой организованной структуры, все вели себя как близкие родственники, от Феликса Махаммадиева и от других никакой угрозы он не чувствовал, первый относился к нему по-доброму, как близкий родственник. Никаких призывов к насилию, вражды и ненависти, все говорили: «Мы дружная семья по всему миру». При этом о религиозном превосходстве над ним никто не заявлял, к подрыву государственной власти не побуждали, литературу распространять не предлагали.
Свидетели … говорили только о своей принадлежности когда-то к организации Свидетелей Иеговы, а не к запрещенным юридическим лицам, в их показаниях не было ничего, что доказывало бы мою вину или других подсудимых во вменяемом преступлении, также они подтвердили тот факт, что Свидетели Иеговы давно не используют печатные материалы.
Сотрудники ФСБ и понятые ничего не смогли показать, что нашли что-то у нас на обыске противоправного, что явно бы свидетельствовало об экстремизме или о принадлежности к «Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы в городе Саратове», они просто констатировали факт проведения обыска и подтвердили, кстати, различные допущенные во время них, нарушения.
Свидетели…,сотрудники санатория-профилактория «Сокол», не опознали никого из подсудимых и не смогли достоверно документально подтвердить факт аренды помещений.
Таким образом, ваша честь, обвинительное заключение построено на ряде ложных доводов, не подтвержденных допустимыми, достоверными, относимыми доказательствами. Некоторые я затронул, вот еще буквально примеров.
Первое, в обвинительном заключении упоминалось, что подсудимые осуществляли прием новых членов в религиозную организацию Свидетелей Иеговы в Саратове, хотя ни в заключении, нигде не приводится ни одного такого факта.
Второе, когда речь идет о знании на улице…, то говорится, что оно принадлежало религиозной организации Свидетелей Иеговы в г. Саратове, хотя в материалах видно, что оно принадлежало совсем другим организациям и физическим лицам.
Третье, следователь вольно интерпретировал телефонные переговоры подсудимых, приписывая то, чего нет непосредственно в расшифровке разговоров и то, чего не усмотрели в них эксперты-лингвисты. Это лично его субъективное мнение.
Четвертое, используется недопустимые обобщения. Так, например, следствием зафиксировано, что фамилии некоторых обвиняемых фигурируют на сайте mt2414.com, а в обвинительном заключении утверждается, что все шесть подсудимых пользовались данным сайтом.
Пятое, утверждается, что я, как и другие подсудимые, совершили умышленное преступление против конституционного строя и безопасности государства при этом нигде доказательств такого умысла не указано, не указано когда и как он возник и в чём именно он выражался, каковы общественно опасные последствия моих действий.
Шестое, утверждается, что, Буденчук, Баженов, Махаммадиев, Мирецкий, Гридасов, Герман ранее являлись членами «Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы г. Саратова», никаких подтверждений этого не представлено; на протяжении всего процесса, ваша честь, мы доказали обратное.
Седьмое, сказано: «Буденчук, Баженов, Махаммадиев, Мирецкий, Гридасов, Герман вступили в совместный преступный сговор также с целью продолжения совместной противоправной деятельности «Местной религиозной организации г. Саратова», распределив роли». При этом доказательств такого сговора или стремления продолжить именно противоправную деятельность, именно данной организации, именно экстремистской деятельности в материалах дела не приводится: ни фактов, ни доказательств, ни намерений.
Восьмое, последнее, утверждается, что подсудимые организовали хранение религиозных материалов, используемых для организации деятельности, проведения собраний «Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы г. Саратова». В деле нет самих таких материалов, фактов их использования, даже их предназначения для такого использования.
Таким образом, ни одно обвинение не подтверждено ни одним конкретным неопровержимым доказательством.
Прошу, ваша честь, в своем приговоре дать оценку указанным выше обстоятельствам и вынести единственное справедливое в данном деле решение – оправдательный приговор в отношении меня и остальных подсудимых.