Из расшифровки аудиозаписи выступления религиоведа Сергея Иваненко 04.09.2019 г. в Ленинском районном суде г. Саратова по уголовному делу по обвинению по ст. 282.2 УКРФ шести Свидетелей Иеговы ( часть 1)
Вопрос адвоката А.Леонтьева: Сергей Ильич, пожалуйста, разъясните особенности религиозной конфессии Свидетелей Иеговы и также в чем отличие понятий "религиозной организации как юридическое лицо" и что понимают под "организацией Свидетелей Иеговы" сами верующие, в чем их отличие.
С.Иваненко: Ну, если говорить главное, то Свидетели Иеговы это христианская организация, можно назвать их "конфессия", это самостоятельное течение, оно не самое многочисленное, по последним данным Свидетелей Иеговы в мире около 8,5 миллионов человек. Одна из главных, может быть особенностей Свидетелей Иеговы в том, что они считают, что сейчас наступили, так называемые, последние дни, то есть Иисус Христос уже воцарился на небе как полноправный правитель и Свидетели Иеговы должны подчиняться ему как своему руководителю, и как религиозному руководителю и как наставнику, поэтому они должны проповедовать, исполнять те предписания, которые содержит Священное Писание христиан, то есть Библия и руководствоваться ими в своей повседневной жизни. И, с моей точки зрения, у Свидетелей Иеговы есть тоже очень существенная особенность: они опираются не на какую-то слепую дисциплину, авторитет каких-то лидеров, а они стараются сформировать у своих последователей обученную по Библии совесть, добиться того, чтобы человек самостоятельно, добровольно принимал какие-то решения следовать Библии, проповедовать идти. Если говорить, например о различии юридической органзации, экономической, то такое различие есть в каждом религизном течение, в каждой религии, есть оно и у Свидетелей Иеговы. И, безусловно, главную, первоочередную, роль у Свидетелей Иеговы играет их каноническая структура, то, что основано на их духовных принципах. С точки зрения последователей во главе этой структуры стоит Иисус Христос, затем избранные, можно сказать, Богом последователи, которые распределяют то, что Свидетели Иеговы называют духовной пищей, среди всех членов организации, всех жителей. То есть духовная пища - это та продукция, проповедническая, может быть, деятельность, та литература, видеофильмы, которые содержат с точки зрения Свидетелей Иеговы, правильное понимание христианства, правильное понимание Священного Писания христиан, Библии, учат людей как вести себя в современных условиях, чтобы быть подлинными христианами. И если говорить о звеньях этой канонической структуры, я не буду их все перечислять, но скажу, что одну из главных ролей играет всемирный совет Свидетелей Иеговы, находится сейчас в США, он находился прежде в Бруклине, сейчас он в городе Уорвике, небольшой такой городок в штате Нью-Йорк. И надо сказать, что с юридической точки зрения он никак не очерчен, не определен, юридического лица он не имеет, но в вопросах духовных, канонических - это высший авторитет для последователей Свидетелей Иеговы. Но есть и юридические структуры, ну скажем, "Общество сторожевой башни, Библий и трактатов", оно уже существует более ста лет, оно издает литературу, оно занимается какими- то организационными проблемами, связанными со строительством мест поклонения, то есть так называемых "Залов Царства", решением других административных, хозяйственных вопросов. И это общество имеет юридическое лицо, было создано для того, чтобы действовать в соответствии с законодательством Соединенных Штатов Америки, чтобы организация могла решать какие-то проблемы, необходимые, с точки зрения светского законодательства. Если говорить о других странах, то там существуют управленческие центры Свидетелей Иеговы, старейшины, которые руководят собранием. И, безусловно, те юридические структуры, которые создаются Свидетелями Иеговы, они играют, с точки зрения верующих, и по сути дела, некую такую подчиненную, служебную роль, а главное содержание деятельности Свидетелей Иеговы выполняют те канонические структуры, канонические подразделения, которые созданы в соответствии с библейскими принципами, потому что Свидетели Иеговы стараются следовать тому, что есть в Библии и что должно соответствовать тем принципам, которые были заложены Иисусом Христом и его учениками еще в первом веке нашей эры. Вот, если вкратце, ваша честь, то, что я хотел бы сказать по этому поводу.
Адвокат А.Леонтьев: А скажите, пожалуйста, такие понятия, как "районный надзиратель", "старейшина", "служебный помощник", "пионеры" и так далее, это относится к юридическим лицам, к их уставной деятельности или к каноническим структурам?
С. Иваненко: Это, безусловно, канонические структуры. Надзиратель - это "епископ", более понятный термин, потому что по-гречески "епископ" это и есть надзиратель. Это первоначально был человек, который назначался для того, чтобы следить за церковным имуществом, но впоследствии уже в других направлениях христианства это стало, можно сказать, преемник апостолов, главных людей, которые составляют основу православной и католической церкви. Что касается юридических лиц, которые, в частности, были запрещены у нас Верховным Судом Российской Федерации в 2017 году, то я внимательно изучал их устав и там нет, конечно, никаких "надзирателей", ни "старейшин", ни "пионеров", никаких этих терминов там не присутствует, речь идет обычно об учредителях, и это ограниченный круг лиц, около 10, которые являются этими учредителями. Что касается уже сугубо канонической деятельности, то в вопросе прозвучали эти термины, и они отражают как раз не юридическую, а каноническую сторону деятельности Свидетелей Иеговы и в нашей стране, ну, и во всё мире, потому что каноническая структура она однотипна в разных странах в разных регионах.
Адвокат А.Леонтьев: Юридические лица могут отличаться по законодательству разных стран?
С.Иваненко:Да, безусловно, потому что они создаются именно для того, чтобы решать проблемы в рамках национального законодательства того или иного государства. Мне доводилось быть в Соединенных Штатах Америки, чтобы изучить там Свидетелей Иеговы, там другая система юридическая, нежели в нашей стране или в Чехии, где тоже я встречался со Свидетелями Иеговы. И в каждом случае ситуация с юридическими лицами определяется светским законодательством. Это сознательное решение руководства Свидетелей Иеговы. И, в принципе, это эффективное, я бы сказал, решение, поскольку оно позволяет найти какой-то способ взаимодействия между канонической структурой и органами государства.
Адвокат. А. Леонтьев: А скажите, пожалуйста, такие признаки исповедания веры, как участие в религиозных обрядах, распространение или проповедь веры, участие, может быть, в каких-то богослужениях, исполнение песен, молитвы, обсуждение Библии, это присуще только Свидетелям Иеговы или любой конфессии, основанной на Библии?
С.Иваненко: В большинстве христианских деноминаций есть такие формы удовлетворения религиозных потребностей, выражения своей религиозной веры, своих убеждений, есть они и у Свидетелей Иеговы, но, конечно, они присущи в разной степени различным христианским конфессиям. Допустим, Свидетели Иеговы отличаются тем, что они очень активно занимаются проповедью, такой другой организации среди христиан,пожалуй, нет. Ну, может быть, мормоны,тоже они активно проповедуют, но тоже не до такой степени как Свидетели Иеговы. Здесь я бы поставил всё-таки Свидетелей Иеговы на первое место в проповеднической активности, в рвении, в стремлении к тому, чтобы каждый верующий обязательно был проповедником и уделял какое-то время проповеди. Если говорить о совместном исповедании веры, которое выражается в изучении Библии, в ответах на вопросы на библейские темы, в исполнении песен, которые также построены на основе библейских текстов, то здесь у Свидетелей Иеговы есть подчеркнутое стремление опираться во всём на Библию. Если речь идет, допустим, о регигиозном песнопении, в самом начале обязательно есть ссылка, на какой библейский текст опирается текст песни, что он должен выражать, с точки зрения религиозных потребностей, убеждений верующих. Так что, вот это тоже отличает Свидетелей Иеговы. Есть также убеждение,что христиане должны обязательно осуществлять религиозную жизнь на основе собраний. Здесь также Свидетели Иеговы анонсируют Новый завет, то, что сказано об Иисусе Христе и его учениках, его последователях, о первых можно сказать, этапах развития христианской церкви, которые описаны в такой библейской книге как "Деяния святых апостолов". Там речь идёт постоянно о каких-то собраниях христиан, ранних. И Свидетели Иеговы поэтому убеждены, что они также должны осуществлять свою религиозную жизнь в рамках религиозных собраний.
Адвокат А.Леонтьев: А вся эта религиозная деятельность осуществляется в рамках юридического лица или в рамках этих канонических устройств?
С.Иваненко: Мой анализ как религиоведа показывает, что это всё осуществляется именно в рамках канонических структур. Ну, допустим, если внимательно посмотреть текст решения Верховного Суда от 20 апреля 2017 года, там речь идет о том, что под руководством Управленческого Центра Свидетелей Иеговы в России действуют 2,5 тысячи религиозных групп, это религиозные собрания,которые не имели юридического лица, но служили для удовлетворения религиозных потребностей. Что же касается тех общин, которые имели юридическое лицо, то их было 395, по некоторым подсчетам, 396 и они были ликвидированы Верховным Судом. Но в данном случае тоже они совмещали вот эти структуры, деятельность, связанную с юридической стороной, взаимодействие с государственными органами власти, муниципалитетами, решение каких-то хозяйственных вопросов, поддержание и строительство залов Царства и т.д., проведение конгрессов Свидетелей Иеговы и то, что делали канонические структуры: т.е. те собрания Свидетелей Иеговы которые в большинстве случаев, сравните 395 и 2,5 тысячи, не имели юридического лица, но занимались вот этой канонической деятельностью. Поэтому я бы здесь выделил каноническую составляющую деятельности Свидетелей Иеговы как играющую главенствующую роль в их религиозной жизни.
Адвокат А.Леонтьев: А можно ли сказать, что они осуществляли свою деятельность, как есть в обвинительном заключении, что все верующие, живущие на конкретной территории входят в состав местной религиозной организации Свидетелей Иеговы, которые зарегистрированы соответствующими органами юстиции , или это не так?
С. Иваненко: Это, безусловно, некоторое преувеличение, потому что большинство собраний Свидетелей Иеговы в России никогда не имели юридических лиц. Я помню даже как-то обсуждал этот вопрос с Василием Михайловичем Калиным, когда был в Управленческом Центре в Солнечном, Петербург, и он мне говорил, что у них нет необходимости регистрировать каждое собрание, что это лишняя морока, что можно иметь в одном регионе одно-два юридически зарегистрированных религиозных объединения, а все остальные вопросы можно решать без регистрации собраний. Я думаю, что те цифры на которые я ссылался в решении Верховного Суда Российской Федерации, они показывают, что именно так дело и обстояло. Большая часть собраний Свидетелей Иеговы не имела юридического лица, не регистрировалась.И поэтому говорить о том, что любой Свидетель Иеговы на какой-то территории обязательно член какого-то юридического лица - это неверно. Тем более, что как показало мне изучение этих уставов религиозных организаций, зарегистрированных, их членами являются учредители и их число очень невелико, обычно около 10 человек. И они, соственно, и решали те юридические вопросы, которые возникали. И даже если какое-то собрание было зарегистрировано, то их учредителями из 100 или 200 человек было около 10 человек, не больше.
Адвокат А.Леонтьев: Скажите, пожалуйста, вам по роду своей деятельности приходилось учатвовать в законотворческой деятельности Совета Федерации по вопросам, связанным с религиозными объединениями и свободой совести?
С.Иваненко: Вы знаете, будет более точно сказать, что я обеспечивал законотворческую деятельность, потому что я был работником аппарата Совета Федерации, это не член Совета Федерации, который имеет право законодательной инициативы и т.д. Ну, какие я здесь решал вопросы: я входил в состав рабочей группы, которая вырабатывала ныне действующий закон 1997 года "О свободе совести и религиозных объединениях". И по роду своей уже работы в аппарате Совета Федерации я специализировался на проблемах взаимодействия религиозных организаций и государства с упором на какие-то социальные программы религиозных организаций. По поручению еще прежнего руководства Совета Федерации я готовил первый справочник " Религиозные организации в Российской Федерации" он вышел несколькими изданиями с 1992 по 1996 годы и другие, "Аналитический вестник". "Вестник" выходил тоже под моим руководством, посвященный таким наиболее актуальным вопросам взаимодействия государства и религиозных организаций, традиционных конфессий, благотворительной деятельности религиозных организаций и т.д. Было таких несколько аналитичеких вестников.
Прислано