"Русь была крещена, но не просвещена" (Николай Лесков)
«Россия - это православная страна с абсолютным православным большинством», - такое утверждение несколько лет назад сделал один митрополит. В интернете нередко можно встретить цифры, согласно которым число православных россиян составляет от 70 до 80 процентов от общего числа граждан страны. Думаю, истинная религиозная принадлежность все-таки должна определяться не ношением на теле специальных символов, свойственных определенному виду вероисповедания, а каким-то участием в жизни той самой религии. Согласитесь, если вы ходите в футболке с надписью «New York», вы не становитесь автоматически гражданином США.
А сколько «православных» граждан нашей страны действительно серьезно относятся к своей вере? Настолько серьезно, что стараются хоть как-то участвовать в этом религиозном поклонении… Надеюсь, я не ошибусь, если скажу, что самый доступный способ для верующего человека ассоциировать себя со своей религией, это его присутствие на богослужениях. Собственно говоря, настоящий православный верующий будет стремиться совершать причастие в церкви каждое воскресенье. Разумеется, в воскресные дни храмы не переполняются желающими соответствовать православному уставу, что уже само по себе ставит под вопрос заявленное выше утверждение об «абсолютном православном большинстве».
«Посещаемость церквей в России остается примерно на одном и том же уровне. Хотя бы два раза в месяц, как показали исследования середины 2000-х годов, на воскресную службу приходят примерно полпроцента населения. Столько же людей регулярно участвуют в России в исламских и в протестантских практиках… Я могу однозначно утверждать, судя по исследованиям в регионах, что даже в центральной России протестантские группы и такие группы, как Свидетели Иеговы, представлены суммарно не меньше, чем православные» («РПЦ как она есть»)
ВЫВОДЫ
В этой связи невольно возникают вопросы: если число активных православных прихожан по факту составляет от силы лишь 1% (или даже меньше), то как такое обстоятельство согласуется с мнением, будто Россия является «православной страной с абсолютным православным большинством»? Можно ли считать частью церкви тех, кто, называясь «православными», абсолютно безразличен к ее уставу и правилам? Как известное и до сих пор не отмененное (!) 80 правило VI Вселенского собора выполняется церковью? Следует ли она данному соборному постановлению, «отлучая от общения» всякого, кто без уважительной причины три недели отсутствовал на причастии? Или сама церковь не считает важным послушание ее членов (а таких «непослушных» выходит подавляющее большинство)? Что важнее для церкви: послушное следование собственным соборным постановлениям или чисто формальное причисление к себе масс крещенных, но не обращенных людей, лишь называющих себя «православными»? Будет ли Россия считаться «православной страной с абсолютным православным большинством», если церковь, следуя соборному правилу, отлучит от общения всех, кто игнорирует регулярное причащение?
Итак, к каким выводам в итоге мы приходим? Судя по заключениям наблюдателей, а также самих православных представителей, в России реальное влияние православия (как религии) на общество не просто не достаточное, но крайне низкое. Данные за последние десять лет выдают, по сути, парадоксальную ситуацию. А именно:
1. Подавляющая часть тех, кто относит себя к «православным», в действительности не считают себя религиозными людьми, а треть «православных» вообще не верят в Бога.
2. Современная «православность», главным образом, воспринимается не как вопрос веры, а как способ национальной принадлежности.
3. Для подавляющей части «православных» вопрос соблюдения правил православной церкви практически не стоит. Они не стремятся к точному исполнению важных церковных предписаний, например, постов, регулярного посещения богослужений и причастия.
4. При росте числа церквей и храмов количество их прихожан не увеличивается.
5. Наиболее заметным днями участия в православных действах в течение года являются рождественская и пасхальная службы. Однако их посещает лишь 2-3 % россиян (соответственно 1 из 47 и 1 из 26 православных).
6. Регулярное посещение церковных священнодействий в России осуществляет от 0,5 до 1% населения (соответственно, не более 1% православных).
7. Численность регулярно посещающих церковь православных стабильно сокращается.
8. Следуя православному уставу (80 правило VI Вселенского собора), церковь не может считать «православными» тех, кто без уважительной причины пропускал богослужение в течение трех недель. Если применять данное не отмененное правило, соответственно около 99% людей, называющих себя «православными», подлежат «отлучению от общения» и не могут считаться членами церкви.
9. Применение вышеизложенного соборного правила автоматически лишает оснований утверждение о том, что Россия является «православной страной с абсолютным православным большинством».
10. По странной причине современная церковь не стремится выполнять 80 правило VI Вселенского собора, несмотря на то, что соборные правила считаются непреложными по своей сути.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]