"И Я говорю тебе: ты-Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" ( Синодальный перевод)
В наше время уже ни для кого не является секретом, что в греческом тексте Матфея 16:18 говорится не о Церкви, а о собрании (εκκλησίαν) христиан. Также думаю, что многие уже знают, что правильное понимание первой части стиха указывает, что "скалой" (πέτρα̣) на которой будет построено христианское собрание стал сам Иисус Христос, а не апостол Петр. Здесь я не буду касаться этих достаточно известных сторон стиха, хотя если кто-то желает обсудить их подробнее, то как говорится: милости просим.
В этой теме я затрону только ту часть стиха, которая говорит о "воротах гадеса" и попытаюсь показать, что означает это выражение и как оно противоречит общепринятому толкованию ортодоксальной Церкви.
Итак, почему согласно словам Христа в Матфея 16:18 у гадеса есть ворота?
Почему Господь использует здесь именно такой образ?
Если у гадеса есть ворота, то логично заключить, что в него не только можно попасть, но и выйти обратно. Иначе зачем тогда говорить о неких воротах? Как видим, выражение Иисуса "ворота гадеса" может подразумевать выход из гадеса или возвращение из состояния небытия. Если это так, тогда становится понятным, в каком смысле в Матфея 16:18 "ворота гадеса не одолеют" собрание христиан. Гадес не может удержать верных христиан, попавших в него после смерти и выпустит их обратно. Это произойдет благодаря их воскресению из мертвых. Согласно Откровению 1:18 Иисус "имеет ключ от гадеса". Ключом как известно, открывают двери или ворота. Это еще одно косвенное подтверждение в пользу того, что ворота гадеса будут открыты Христом, чтобы выпустить попавших в него.
Но что в таком случае можно сказать о толковании ортодоксальных христиан?
Вторая часть стиха Матфея 16:18 трактуется ими очень просто. Раз там говорится, что "ворота ада не одолеют" Церковь, значит, она никогда не исчезала. Другими словами, Церковь никогда не пройдет через эти "ворота" и не окажется в гадесе.
Такое толкование рисует образ гадеса как билет в один конец, что явно противоречит учению Библии о воскресении из мертвых. Кроме того, подобное понимание лишает выражение Иисуса "ворота гадеса" своего смысла, делая его излишним и ненужным.Зачем говорить о неких "воротах гадеса", если можно было бы просто сказать о гадесе?
Наконец, возникает логичный вопрос: как "ворота гадеса" могут кого-то не одолеть, если через них так никто и не прошел? Для иллюстрации: как боязнь высоты может не одолеть альпиниста, если он ни разу не ходил в горы? В Иоанна 16:33 Иисус ободрил своих учеников такими словами: "В мире вас ожидают беды, но мужайтесь! Я победил мир". Мог Иисус так сказать о себе, если бы никогда не приходил на Землю? Конечно не мог.
Как видим, есть немало веских причин сомневаться в правильности толкования Матфея 16:18 ортодоксальной Церковью. На самом деле слова Иисуса могут иметь совсем иной аллегорический смысл, не тот, который вкладывает в них Церковь.
Слова Иисуса могут подразумевать, что когда-то истинное христианское собрание должно было претерпеть духовную смерть и исчезнуть, чтобы затем, спустя время "воскреснуть из мертвых".