"...наряду с религиозными положениями во время проповедей, которые читались на тайных собраниях иеговистов, организовывающихся под видом и прикрытием свадеб и похорон, Гавриш неоднократно клеветнически утверждал, что в Советском Союзе усиливаются притеснения верующих за их вероубеждение".(!)
Из книги М.Одинцова "Выселить навечно" ( продолжение-3)
КОПИЯ ПРИГОВОРА ПО ОБВИНЕНИЮ В.Н. ГАВРИША В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПО СТАТЬЕ 190-1 УК РСФСР
Именем Российской Советской Федеративной республики
29 декабря 1983 года
судебная коллегия по уголовным делам Краснодарского краевого суда Краснодарского края в составе: председательствующего — Кановка А.Д. народных заседателей — Долговой В.И. и Тараненко Н.И. при секретаре — Гурбич Е.А. с участием прокурора — Чубарь А.Г. адвоката — Саенко О.А.
Рассмотрев в закрытом судебном заседании в городе Краснодаре дело по обвинению
ГАВРИШ Василия Николаевича, 15.08.1934 года рождения, уроженца села Володяны Единецкого района Молдавской ССР, молдованина, беспартийного, образование 4 класса, женатого, не судимого, каменщика Краснодарского завода «Сатурн», проживающего в станице Динской Краснодарского края, ул. Тельмана, 76«А»
в совершении преступления, предусмотренного ст. 190-1 УК РСФСР,
УСТАНОВИЛА:
Подсудимый Гавриш систематически распространял заведомо ложные измышления, порочащие советский государственный и общественный строй, при следующих обстоятельствах.
Являясь руководителем незарегистрированной в государственных органах религиозной организации «Свидетели Иеговы», с целью проповеди религиозного иеговистского вероучения, систематически, начиная с 1975 года по 1983 год включительно, распространял в устной форме среди рядовых членов организации и других горожан, проживающих на территории Динского и других районов Краснодарского края, заведомо ложные измышления, порочащие советский государственный и общественный строй, а именно: наряду с религиозными положениями во время проповедей, которые читались на тайных собраниях иеговистов, организовывающихся под видом и прикрытием свадеб и похорон, Гавриш неоднократно клеветнически утверждал, что в Советском Союзе усиливаются притеснения верующих за их вероубеждение.
Он же систематически получал по нелегальным каналам изданные в иеговистском центре в г. Бруклине, США, и нелегально размноженные в СССР в печатной форме религиозные книги, брошюры, журналы и другую литературу, содержащую заведомо ложные, клеветнические измышления, порочащие советский государственный и общественный строй, и распространял ее среди членов секты, проживающих на территории Динского и других районов Краснодарского края. В литературе, распространяющейся Гавришом, наряду с религиозными положениями, в частности, содержатся утверждения о якобы имеющих место в СССР и других социалистических странах жестоких преследованиях «свидетелей Иеговы» за их вероубеждения, проводятся клеветнические измышления о росте преступности в СССР и о том, что коммунизм принес вред человечеству.
В судебном заседании Гавриш вину в совершении указанного преступления не признал и показал, что он является верующим «истинным христианином», ни в каких религиозных организациях не состоит, собраний не посещает, молится только дома. Литературу религиозного толкования получает по почте. Считает, что содержание ее чисто религиозное и не содержит политических толкований. Сам читал эту литературу и складывал у себя дома. Ни с кем указанной литературой не делился. При обысках у него были обнаружены журналы бруклинского иеговистского центра «Сторожевая башня», «Пробудись» и другие подобные брошюры. Однако отрицает то количество, которое указано в протоколе обыска. По вопросу и обстоятельствах распространения этих изданий среди других членов секты «свидетелей Иеговы», факту обнаружения аналогичной литературы у этих лиц от дачи показаний уклонился.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что вина Гавриша в совершении вменяемого ему преступления установлена и доказана совокупностью проверенных в судебном заседании доказательств.
Так, свидетель Гаврилюк показал, что где-то весной 1979 года Гавриш давал ему почитать брошюру «Что религия сделала для человечества», пытаясь склонить его к возврату в секту «свидетелей Иеговы», в которой он состоял до 1956 года. Просматривая эту брошюру, он обнаружил, что помимо религиозных положений в ней проводилась параллель между коммунизмом и фашизмом, со ссылкой на газету «Нью-Йорк Таймс» и другие измышления клеветнического толка в адрес СССР и социалистических стран.
Согласно протоколу опознания лица (л.д. 310-311) и предмета (л.д. 313-314) Гаврилюк опознал Гавриша Василия Николаевича как лицо, давшее ему брошюру «Что религия сделала для человека» и саму эту брошюру.
На очной ставке с Гавришем Гаврилюк подтвердил свои показания в этой части (л.д. 312).
Из оглашенных показаний свидетеля Носач Л.Д., данных ею на предварительном следствии, следует, что до 16-летнего возраста, т.е. в 1975 году, она неоднократно участвовала в религиозных собраниях верующей молодежи — членов секты «свидетелей Иеговы», которые собирались в доме Василия Гавриша. На этих собраниях присутствовала в основном молодежь, в том числе и обе дочери Гавриша Василия. Они все считали Гавриша Василия «старшим братом». Он всегда выступал перед ними с проповедями и напутствиями, устраивал театрализованные представления на религиозные темы. Гавриш Василий разъяснял, что существующий мир плох и должен погибнуть. Выдержки из журналов «Сторожевая башня» и «Пробудись» зачитывал Гавриш Анатолий, их одногодка. Не исключает, что эти журналы ему давал Гавриш Василий (л.д. 177).
Эти свои показания Носач Л.Д. подтвердила на очной ставке с Гавришом В.Н. (л.д. 216).
В судебном заседании свидетель Носач Л.Д. от дачи показаний отказалась.
Из оглашенных показаний свидетеля Молдован В.В., в порядке ст. 286 УПК РСФСР, в связи с его нахождением в рядах Вооруженных Сил СССР, видно, что все родственники семейства Гавришей часто собирались вместе, читали журналы «Сторожевая башня» (л.д. 286).
Свидетель Урсу В.С [1], показания которого оглашены на судебном заседании, данные на предварительном следствии в порядке ст. 286 УПК РСФСР, пояснил, что с Гавришом Василием они состоят в родственных отношениях. Сам он живет в г. Майкопе и является членом общества «свидетелей Иеговы». Получал журналы «Башня стражи» и другую подобную литературу, часть из которой у него была изъята при обыске. Литературу религиозного толка читал и хранил дома. Если попадалась литература с антисоветскими толкованиями, то он ее уничтожал. Пояснил, что Гавриш Василий часто приезжал к ним в Майкоп. По вопросу источника получения литературы от показаний уклонился (л.д. 211-212).
Свидетель Крылов [2], допрошенный в судебном заседании, показал, что верит в учение «свидетелей Иеговы». При обыске у него было изъято несколько экземпляров различной литературы с текстами религиозного толкования, в том числе журналы «Сторожевая башня», «Пробудись», другие брошюры, изданные в заграничных «иеговистских» центрах, которые он читал. Считает, что их вера отвергает политику, т.е. стоит вне политики, и что сказано в указанной литературе, все правильно. Откуда и каким образом он получает литературу, по религиозным соображениям показания давать отказался.
1 Урсу В.С. (р. 1927) — в 1941 году, родители Свидетели Иеговы, были приговорены к 25 годам лишения свободы. Василий, 14-летний подросток, остался старшим ребёнком в семье. В этом же году принял крещение как Свидетель Иеговы. В 1949 году, за активную проповедническую деятельность был осуждён и приговорён к 25 годам лишения свободы. Отбывал срок в Воркуте до амнистии 1956 года. В 1957 году повторно осуждён, и приговорён к 7 годам лишения свободы. Срок отбывал в спецлагерях, расположенных в Мордовии
1 Крылов И.П. (р. 1923) - в 1929 году родители стали Исследователями Библии, как в то время назывались Свидетели Иеговы. Впервые был арестован за религиозную деятельность в 1942 году. В 1943 году был осужден за отказ от службы в армии и приговорен к 25 годам лишения свободы. В этом же году, находясь в заключении, принял крещение как Свидетель Иеговы. В 1944 году был освобожден после входа Советских войск в Молдавию. В 1947 году был арестован и в 1948 году осужден за религиозную деятельность. Приговорен к 8 годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях строгого режима. Отбывал наказание в Воркуте (Коми АССР). После освобождения в 1956 году находился вместе с женой на спецпоселении в Курганской области. Впоследствии переехал в Краснодарский край.
Свидетель Гавриш Б.Н. показал в судебном заседании, что у него была изъята литература «иеговистского» направления с религиозными толкованиями; считает, что в этой литературе не содержится клеветнических измышлений на советский государственный и общественный строй. С Гавришом Василием они братья, встречаются часто. Далее пояснил, что литературу получал по теократической почте.
Свидетель Велик И.В. показал на следствии (л.д. 138), что на семью верующего достаточно одного экземпляра какого-либо издания. Если у верующего окажется несколько экземпляров, то он должен поделиться с другими. В судебном заседании Велик И.В. безмотивно отказался от своих показаний. Однако судебная коллегия считает, что эти свои показания отменил под влиянием родственников Гавриша, с целью освобождения Гавриша от уголовной ответственности. Далее Велик пояснил, что Гавриш Василий часто присутствовал и на свадьбах, и на похоронах. Родственники семейств Гавришей часто ездили в гости друг к другу, собирались компаниями с детьми, читали проповеди.
В судебном заседании Велик признал, что у него была изъята литература «иеговистского» толка, однако уклонился от показаний, каким путем она к нему поступила.
Свидетель Урсу В.М. на предварительном следствии дал подобные показания в части необходимости делиться религиозной литературой среди верующего. И эти показания судебная коллегия также считает достоверными.
В судебном заседании Урсу В.М. показал, что у него изъяты журналы «Сторожевая башня» и «Пробудись», которые он читал. В последнее время журналы к нему не поступают.
Согласно протоколу задержания Гавриш, в порядке ст. 122 УПК РСФСР он задержан 14 октября 1983 года.
Свидетель Панин Н.А. в судебном заседании показал, что видел, как у родственников жены, Смолия Павла, собиралось религиозное собрание около 20 человек.
Свидетели Смолий П.Я. и Илюк И.О. показали, что они живут в разных населенных пунктах, первый в станице Ново-Титоровской Краснодарского края, а второй в г. Армавире. Оба являются верующими «Свидетелями Иеговы», изучают литературу, которая издается в г. Бруклине США и которая была изъята у них во время обыска. Указанную литературу читают сами. О путях ее распространения от дачи показаний уклонились по религиозным соображениям.
Однако Илюк И.О. [1] на следствии показал, что у них члены секты собираются на молебны раз в месяц, иногда чаще. Эти показания судебная коллегия признает за достоверные (л.д. 192-193).
Свидетели Удовик Н.В. и Кулешко Н.Г. показали, что 2.07.1983 г. в станице Ново-Титоровской под прикрытием свадьбы у «иеговиста» Граура было организовано богослужение, на котором было более 100 человек, в том числе много верующей молодежи. Молодоженам в ходе этого собрания никто внимания не уделял. Ходом богослужения руководил житель ст[аницы] Динской Гавриш В.Н., который давал указания организационного порядка, устанавливал очередность выступлений, раздавал какие-то тексты, читая которые, выступающий утверждал, имея в виду и советскую действительность, что мир плох, является «злой системой вещей», ему скоро придет конец, что «наши дети живут хуже, чем в Ставрополе», «правит нами рыжий дьявол». При документировании собрания, проводимого без согласования с советскими органами, члены незарегистрированной секты «свидетелей Иеговы» демонстративно исполняли религиозную песню.
1 Илюк И.О. (р. 1931) — в 1951 году вместе с другими Свидетелями Иеговы был выслан из Украины в Иркутскую область. В 1953 году принял крещение как Свидетель Иеговы. В 1959 году подвергся аресту и 4 месяца находился под стражей. В 1960 году вновь был осуждён за религиозную деятельность. Приговорён к 5 годам лишения свободы. Реабилитирован в 1992 году.
Объективно эти показания подтверждаются актом комиссии Ново-Титорского сельского совета, согласно которого Гавриш В.Н. на свадьбе у гражданина Граура П. В. 2.07.1983 г. в станице Ново-Титоровской организовал богослужение, в ходе которого выступающие, жители различных городов и населенных пунктов Краснодарского края, выступали с призывами об активизации миссионерской деятельности «Свидетелей Иеговы». В ходе документирования преднамеренно был устроен молебен присутствующими в это время членами секты (л.д. 21).
Свидетель Удовик и Кулешко дополнили также, что при появлении комиссии Гавриш Василий скрылся.
Свидетель Усольцев В.П. на предварительном следствии подтвердил, что Гавриш Василий присутствовал на свадьбе у гр[аждани]на Граура.
Свидетель Паламарчук В.П., показания которого оглашены в судебном заседании в порядке ст. 286 УПК РСФСР, пояснил, что ранее он состоял в сектантской группе в станице Динской, которая собиралась нелегально. На этих собраниях читались журналы «Сторожевая башня», «Пробудись» и другая литература, полученная из заграничных «иеговистских центров». Далее он пояснил о структуре действующих в станице Динской кружков «Свидетелей Иеговы», дополнив, что считает Гавриша Василия одним из активных руководителей Динского округа. После его отхода от вероисповедания «Свидетелей Иеговы», Гавриш Василий пытался вновь склонить его к возврату в эту «веру», убеждал, что у него есть новая литература по этим вопросам, которую он неоднократно предлагал читать и в которой содержались положения о том, что советское государство не в силах справиться с существующими порядками, что они скоро будут уничтожены, и другие клеветнические измышления (л.д. 179). Далее он пояснил, что Гавриш часто выступает с проповедями аналогичного характера среди большого скопления верующих, используя для этого в качестве прикрытия свадьбы, похороны и другие собрания верующих. При встречах со знакомым — Крыловым Иваном — узнал, что Гавриш Василий давал последнему брошюру «Развился ли человек или он был создан», в которой наряду с религиозными положениями имелась клевета на существующий в СССР государственный строй. Гавриш сам неоднократно предлагал ему новую литературу по вопросам вероисповедания «Свидетелей Иеговы», как журналы «Сторожевая башня», «Пробудись» и другие.
Свидетель Гавриш В.Д. в ходе предварительного следствия показал, что после того как Гавриш Василий посещал их дом или его отец ходил в дом Гавриша Василия, у них в домах появлялись религиозные книги, напечатанные черным типографским шрифтом.
Свидетель Чешенко З.Н. и Кравченко А.А. подтвердили, что на территории Динского р[айо]на Краснодарского края действует секта «Свидетелей Иеговы», одним из руководителей которой является Гавриш Василий.
06.07.1982 г. и 09.08.1982 г. в домовладении у Гавриша в ходе обысков были обнаружены экземпляры религиозной литературы «иеговистского» толка, в связи с чем ему было вынесено официальное предостережение о недопустимости нарушения закона (л.д. 20, 3— 7), т.к. она содержала ложные измышления об СССР.
Однако 08.07.1983 г. и 09.08.1983 г. у него вновь была изъята литература с клеветническими высказываниями в адрес СССР и других соцстран.
В ходе одновременного обыска у других членов секты «иеговистов» в различных населенных пунктах Краснодарского края была изъята и обнаружена печатная литература аналогичных образцов, которая содержала заведомо ложные измышления, порочащие советский государственный и общественный строй.
У Урсу А.Г., согласно протоколу обыска, было изъято множество экземпляров указанной литературы (л.д. 53 — 65).
Согласно показаниям Гавриш Е.М., Гавриш Т.В. и Гавриш Н.В. эта литература к их ближайшей родственнице случайно попасть не могла. Доводы Урсу А.Г., что данная литература принадлежала ее мужу, опровергаются ее собственными показаниями и справкой анализа, из которых видно, что печатные изделия, обнаруженные у Урсу, издавались в 1979 — 1982 годах.
Из протоколов обыска у Бордияна И.В., Крылова И.Н. и других жителей Краснодарского края видно, что у них обнаружена литература, по своим наименованиям аналогичная изъятой у Гавриша Василия.
Из протоколов осмотра и аналитических справок (л.д. 244-246, 241,242, 9-10, 12-14, 16-17, 98-99, 32-23, 74-76, 80-84, 93, 212, 121, 124, 126, 130, 185-186, 189-191) видно, что указанная литература, согласно заключению специалиста, по способу печати, используемой бумаги, брошюровки и ряду других признаков аналогична с литературой, изъятой у Гавриша В.Н. и Урсу А.Г., и содержит клеветнические измышления против СССР. Согласно справке [уполномоченного] Совета по делам религий по Краснодарскому краю, выписке из книги «Иллюзии свидетелей Иеговы» под редакцией кандидата философских наук В.В. Коника — Гавриш В.Н. является одним из активных руководителей «иеговистов».
Из статьи «Иеговисты, кто они» (л.д. 261) видно, что Гавриш занимался клеветнической деятельностью и в 1982 году, результатом которой было совершение гр[ажданин]ом Чуевым уголовного преступления.
Давая оценку показаниям остальных свидетелей, судебная коллегия принимает во внимание как их показания, так и копии инструкций по проведению собраний и перечень примерных вопросов и ответов для «свидетелей Иеговы» в случаях их вызова в следственные и судебные органы, в которых указано о конспирации и отказе, или запутывании органов следствия, от деятельности «иеговистов».
Таким образом, судебная коллегия считает, что квалификация действий Гавриш В.Н. по ст. 190-1 УК РСФСР правильная, поскольку он совершил действия, связанные с систематическим распространением в устной и печатных формах ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй.
При назначении наказания судебная коллегия учитывает характер и степень общественной опасности преступления — против порядка управления социалистическим государством; обстоятельства, отягчающие ответственность: причинение тяжких последствий — отказ лиц, входящих в секту «свидетели Иеговы», от участия в общественной жизни социалистического общества, подстрекательства несовершеннолетних в совершении преступления, из корыстных и иных низменных побуждений, данные о личности подсудимого — совершение преступления впервые, однако лицом, предупрежденным об уголовной ответственности за совершение данного преступления. Обстоятельств, смягчающих ответственность, судебная коллегия не находит.
В связи с вышеизложенным, считает, что наказание Гавриш В.Н. должно быть назначено максимальное, предусмотренное санкцией данной статьи.
Руководствуясь ст.ст. 301 — 303 УПК РСФСР, судебная коллегия ПРИГОВОРИЛА:
Признать виновным и назначить наказание Гавриш Василию Николаевичу по ст. 190-1 УК РСФСР три года лишения свободы в исправительно-трудовой колонии общего режима.
Наказание исчислять с 14 октября 1983 года.
Меру пресечения оставить прежней — содержание под стражей.
Доказательства по делу — всю литературу, изъятую при обысках, - уничтожить.
Приговор может быть обжалован и опротестован в Верховный Суд РСФСР через Краснодарский краевой суд в течение 7 суток со дня его провозглашения, а осужденным в тот же срок и в том же порядке со дня вручения копии приговора.
ГА РФ. Ф. Р - 6991. Оп. 6. Д. 2783. Л. 9—15. Машинописная копия.