Что такое святой дух? Говоря о святом духе, мы часто забываем очень простую вещь: у евреев, которые использовали это слово задолго до начала христианской эры, не было отдельного богословского термина «дух», как в русском языке. Еврейское слово «руах» означает просто дыхание или дуновение воздуха. Это то, что выходит из рта человека при выдохе. Это же слово может обозначать ветер. Слово «дух» в русском языке появилось искусственно, теоретически его можно вообще не говорить и не использовать при переводе Библии, заменив на привычное «дыхание».
Дыхание/дух логичным образом символизирует жизнь, потому что когда человек умирает, он перестает дышать. Это один из основных случаев употребления этого слова в Библии:
Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни (Быт. 6:17).
Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло (Бытие 7:22).
И испустил Исаак дух и умер (Бытие 25:29).
Но возникает вопрос: почему слово дыхание/дух употребляется к Богу? Ведь ясно, что у него нет буквального рта и легких и он не дышит воздухом. Дело в том, что на страницах Библии Бог подвергается антропоморфизму. Этот литературный прием определяется в словаре Ефремовой Т.Ф. так:
Антропоморфизм: перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, животных, растения, предметы, мифические существа; олицетворение.
В Библии мы читаем, что у Бога есть то, что мы привыкли видеть у человека:
Очи Господа [обращены] к праведным и уши Его к молитве их, но лицо Господне против делающих зло (1 Петра 3:12).
Я сокрою лицо Мое [от него] в тот день за все беззакония его (Второзаконие 31:18).
Я прославлю подножие ног Моих (Исаия 60:13).
Ты дунул дыханием/духом твоим, и покрыло их море (Исход 15:10).
Десница (права рука) Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага (Исход 15:6).
У Бога есть и подручные средства:
Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня (Псалом 22:4).
В двух последних стихах мы видим, что «части тела» и «подручные средства» Бога действуют независимо от него, как исполнители его воли. Это напоминает известный стих про «утешителя» из Иоанна 14:16, 17.
Кому нужно доказывать, что у Бога нет буквального лица, глаз, ушей, рук, ног, дыхания, жезла и посоха и это лишь образные выражения? Кто этого не понимает? Если жезл и посох Бога могут быть успокоителями, то почему его дыхание не может быть утешителем? Все это – литературные обороты, делающие библейский язык более емким и красочным, а Бога – более близким и понятным читателю. Вряд ли кому-то надо объяснять, что, скажем, Божья правая рука или его жезл – это не отдельные лица, единосущные ему по природе. Но в случае дыхания это почему-то порой приходится объяснять. Воистину загадочна психология читателей Библии.
http://chivchalov.blogspot.com/2011/07/blog-post_09.html