автор Иосиф 2013-04-29, 16:47
Дилемма культа святых
Когда Павлу и Варнаве хотели воздать почести как богам, те вознегодовали, воскликнув: «Мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки» (Деян. 14:15). Даже ангел не принял почестей от Иоанна, сказав: «Смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе… Богу поклонись» (Отк. 22:9). А вот какие почести воздаются православным и католическим «святым». Например, одна из молитв Николаю Чудотворцу начинается такими словами: «О всехвальный, великий чудотворец, святитель Христов, отец Николай!» (здесь и далее я немного осовременил язык для понятности).
Это одна из самых коротких молитв. В более длинной молитве (см. там же) восхвалению Николая посвящено уже три абзаца. Приведу лишь первый:
О всехвальный и всечестивый архиерей, великий Чудотворец, Святитель Христов, отец Николай, человек Божий и верный раб, муж желаний, сосуд избранный, крепкий столп церковный, светильник пресветлый, звезда сияющая и освещающая всю вселенную: ты есть праведник, как финик зацветший, насажденный во дворах Господа своего, живой в Мирах, миром благоухающий, и миро приснотекущее благодати Божьи источающий.
Если вы скромный человек, понравится ли вам, что вам воздаются такие пышные почести, такое высокопарное восхваление, как не каждому мирскому царю (мало кто «освещает всю вселенную»)? А если вы не просто скромный человек, но еще и христианин? Если Николай был хорошим человеком и добрым христианином, нравилось ли ему слышать такое в свой адрес? Или его характер изменился после перенесения на небо, и из скромного христианина он превратился в чванливого честолюбца? И если на небе христиан ждет такое перерождение, не означает ли это, что земные грешные люди нравственнее небесных? И к чему тогда стремиться на небо, раз нас там ждет подобная деградация?
Но допустим, кто-то откажется воздавать такие неуемные почести «святым». Он отредактирует свои молитвы и уберет из них все славословия. И здесь его ожидает другая ловушка: его молитвы будут на 100% состоять из личных просьб. Дай, дай, дай – вот и все, что он будет говорить. Он не прославляет и не благодарит Бога (поскольку молитва обращена не к Богу); святого он тоже не прославляет; о чем тогда остается молиться? Только о себе, любимом. Такие молитвы потакают собственному эгоизму, делают религию эгоцентричной, направленной только на себя. Но если рассмотреть молитву «Отче наш», легко увидеть, что в ней просьбы личного характера начинаются только примерно в середине и составляют меньше половины молитвы по объему (Мат. 6:9–13). Это неудивительно, ведь молитва – это далеко не только просьба. Это прежде всего акт поклонения. В любой монотеистической религии (в том числе христианстве) это акт поклонения Богу.
Молитвы святым не просто уводят внимание от Бога, отучают развивать с Богом отношения и вообще задумываться о нем. Они ставят человека перед сложным выбором: либо восхвалять людей вместо Бога и просить о себе, либо… только просить о себе. Других вариантов нет. Незавидная дилемма.
Может быть, авторы этих молитв потому и вписали в них такие восхваления, что понимали, что молитва должна состоять не только из личных просьб? Но так как молитва изначально адресована не Богу, а человеку, добавлением восхвалений они не исправили ситуацию, а еще больше испортили. Это как тушить пожар бензином.
Культ святых – это одна из трех основных вещей, из-за которых я никогда не смогу стать православным (две другие: Троица и вечные муки). Молиться людям, восхвалять людей, ходить в храмы, посвященные людям, где присутствовать на «бого»-служениях в честь людей, праздновать праздники, посвященные людям, ставить свечки людям, рисовать иконы людей, покупать иконы людей… без конца и края, почти все время. Извините, но это фундаментально неправильно. Неправильность этого, если хотите, самоочевидна (мне порой пишут о самоочевидности и несамоочевидности Библии). На этом примере хорошо видно, что самоочевидность какого-либо факта вовсе не мешает миллионам людей его отрицать. А значит, дело уже не в факте и не в Библии.
http://chivchalov.blogspot.ru/2013/04/blog-post_29.html