"Поклонение перед Лениным прямо ссылалось на многовековые традиции России: вывешивание портретов (иконы), демонстрации и уличные шествия также с портретами (крестные ходы), публикация романтизированных биографий (жития святых), «ленинские уголки» («красные углы» русских изб, в которых размещались иконы), и, конечно, мумия Ленина в Мавзолее (нетленные мощи)."
"Согласно советской историографии идея не захоронить тело Ленина, а сохранить его, возникла в среде рабочих и рядовых членов большевистской партии, которые направили многочисленные телеграммы и письма об этом руководству Советской России. Официально это предложение озвучил М. И. Калинин. Против открыто выступил только Л. Д. Троцкий, назвавший эту идею «безумием».
Большинство постсоветских историков полагали, что эта идея на самом деле была инспирирована И. В. Сталиным, а корни этой идеи видели в желании большевиков создать новую религию для победившего пролетариата. По мнению историков, Сталин уже в то время намеревался восстановить историческую парадигму, дав народу царя в лице себя самого и бога в лице Ленина. Политолог Д. Б. Орешкин полагал, что большевики намеренно создавали новый языческий культ, в котором «источником веры и объектом поклонения являлась мумия обожествленного предка, а верховным жрецом — генеральный секретарь». Н. И. Бухарин писал в частном письме: «Мы …вместо икон повесили вождей, и постараемся для Пахома и „низов“ открыть мощи Ильича под коммунистическим соусом». В 1946 году Сталин сказал профессору Мочалову, работавшему в коллективе других учёных над созданием биографии Сталина: «Марксизм есть религия класса. То, что говорим мы, обязательно для исполнения народом. Это для него символ веры».
Замысел создания Мавзолея нёс в себе элементы не только христианской, но и более древней традиции — обычай бальзамирования правителей существовал в Древнем Египте, а само сооружение напоминало вавилонский зиккурат."
"Согласно советской историографии идея не захоронить тело Ленина, а сохранить его, возникла в среде рабочих и рядовых членов большевистской партии, которые направили многочисленные телеграммы и письма об этом руководству Советской России. Официально это предложение озвучил М. И. Калинин. Против открыто выступил только Л. Д. Троцкий, назвавший эту идею «безумием».
Большинство постсоветских историков полагали, что эта идея на самом деле была инспирирована И. В. Сталиным, а корни этой идеи видели в желании большевиков создать новую религию для победившего пролетариата. По мнению историков, Сталин уже в то время намеревался восстановить историческую парадигму, дав народу царя в лице себя самого и бога в лице Ленина. Политолог Д. Б. Орешкин полагал, что большевики намеренно создавали новый языческий культ, в котором «источником веры и объектом поклонения являлась мумия обожествленного предка, а верховным жрецом — генеральный секретарь». Н. И. Бухарин писал в частном письме: «Мы …вместо икон повесили вождей, и постараемся для Пахома и „низов“ открыть мощи Ильича под коммунистическим соусом». В 1946 году Сталин сказал профессору Мочалову, работавшему в коллективе других учёных над созданием биографии Сталина: «Марксизм есть религия класса. То, что говорим мы, обязательно для исполнения народом. Это для него символ веры».
Замысел создания Мавзолея нёс в себе элементы не только христианской, но и более древней традиции — обычай бальзамирования правителей существовал в Древнем Египте, а само сооружение напоминало вавилонский зиккурат."